Елена Саранова
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Книжные уголки»
▼ Скачать + Заказать документы
по результатам тематического контроля
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников, организация работы в книжном уголке»
Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля „Книжные уголки“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Согласно годового плана работы МКДОУ детский сад №196 «Подснежник» на 2019 - 2020 учебный год, в соответствии с приказом «Организация работы в книжном уголке», 27.11.2019 г. был проведен тематический контроль старшим воспитателем Сарановой Е. А., учителями-логопедами Захаровой О. Д., Новичихиной Е. Л.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению с художественной литературой и влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников; выявить причины и факторы, проанализировать оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к определенному возрасту.
Задачи:
- Способствовать систематизации работы педагогов в уголке книги.
- Оценить совместную работу педагогов по организации книжных уголков в группах.
- Выявление передового педагогического опыта, повышение педагогического мастерства педагогов.
-Познакомиться с деятельностью педагогов по привлечению родителей к чтению художественной литературы.
Методы контроля :
-Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой;
- Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми;
- Изучение развивающей предметно-пространственной среды.
«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, что в конечном итоге приводит к формированию и развитию связной речи детей. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в «Книжном уголке» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.
Цель «Книжного уголка» - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
• «Книжный уголок» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
• Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
• Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое для вечернего времени.
• «Книжный уголок» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
• «Книжный уголок» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
• Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.
• Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
• Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Книжном уголке», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
«Книжный уголок» находиться в наличии во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
В группе раннего возраста№3 воспитатель; Евсеенко О. А, книжный уголок организовала не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой (это объясняется возрастными особенностями детей, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель познакомила детей с книгой, рассматривала иллюстрации, читала текст, приучала рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорила о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др., затем приучала к самостоятельному пользованию книгой. В «Книжном уголке», выставлено как можно больше книжек-игрушек (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – страницы которых сделаны из картона.
Книг выставлено, как правило, немного 4—5, но их численность должна быть по 5-6 штук. В книжном уголке помещены издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир и способствует предпосылкам развития связной речи.
Педагог предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В разновозрастной группе№4 комбинированного вида (от 3-7лет) воспитатель Кошелева Т. В., Новичихина Е. Л. книжный уголок организовала с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Книги-картинки используются реже. Педагог оставила любимые детьми книги из младшей группы, добавляя новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавила воспитатель коллекцию скороговорок и чистоговорок. Это необходимо, т. к. группа наполнена детьми с нарушением речи. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же выставляются детские рисунки на темы художественных произведений. В своей работе Татьяна Владимировна использует новый вид развития связной речи-изготовление тематических «Лепбуков». Такая работа находит отклик у детей и активизацию не только связной речи,зрительной памяти, воображения, мелкой моторики рук.
На полки книжного уголка педагог выставляет разные виды театра, магнитофон с флешкартой для прослушивания аудиозаписей знакомых сказок.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др. ,
Содержание книжного уголка логопедической группы№1 ДОУ воспитатель Мыльникова Ю. С., Сонина Н. А. вся их педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. В наличии картотеки с артикуляционной гимнастикой, которые необходимо доработать совместно с учителем –логопедом.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов. Так же в группе имеются детские периодические издания. В наличии разнообразные театры в свободном доступе детям.
В подготовительной к школе логопедической группе№2 воспитатели Фомина Т. А. ,Коровина М. А. содержание книжного уголка в этой групп становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе помещены книги в книжный уголок :
• книги на различную тематику (каждый ребё нок может найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.);
• научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
• Сказки народные и авторские;
• стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
• иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
• книги, которые дети приносят из дома;
• тематические альбомы для рассматривания. Это специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
• портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавлены книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, в книжный уголок помещены азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок педагоги поместили буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В подготовительной и старшей группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг размещен в книжном уголке.
В младшей группе №5 воспитатели Прилепко Е. А., Ожева организован книжный уголок согласно всем предъявляемым требованиям. В группе имеются различные виды театров. При тематическом контроле педагогам не следует менять тематику непосредственной образовательной деятельности.
В группе № 6 воспитатели: Леонова В. Н., Зинина О. М. организован книжный уголок, в наличии периодической печатной продукции, развивающие раскраски которыми дети пользуются в самостоятельной деятельности. Так же имеются различные виды театров. Настольный, бибабо, конусный, пальчиковый, что несомненно влияет на развитие речи, через пересказ и театрализованную деятельность знакомых литературных произведений.
В группе №7 воспитатели Клименчук Е. Н., Федорова Ж. В. также организован книжный уголок на отдельно стоящем стеллаже. Книги находятся в открытом доступе для детей. Различные виды театров. Однако, периодических изданий нет-рекомендовано, пополнить книжный уголок такими экземплярами.
В группе№8 воспитатели Миллер С. В., Перковская О. А. к оформлению книжного уголка воспитатели подошли ответственно. Все критерии оценки были отражены. Рекомендации-пополнить библиотеку аудиозаписями сказок и потешек. Необходимо сосредоточить книжный уголок в одном месте в групповом помещении.
В группе№9 воспитатели Косарева М. С., Киричек О. Р. Книжный уголок располагается на отдельном стеллаже, прикрепленном к стене. Соответствие содержания уголка частично совпадают с критериями конкурса. Оригинальность и эстетика – этот параметр отсутствует. Так же нет подбора статей и рекомендаций для родителей по знакомству детей с художественной литературой. ТСО в наличии, которые используются в совместной деятельности педагогов с детьми.
В группе№10 воспитатели Сивкова А. А., Селецкая Ю. А. На время тематического контроля книжный уголок был оформлен в соответствии критериям конкурса. После тематического контроля, книги находились в недоступном для детей месте. Также в группе отсутствуют ТСО. Рекомендовано оформить подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по пропаганде чтения и любви к книге.
В группе№11 воспитатели Марченко О. Д., Гурьева А. В. Книжный уголок оформлен и соответствует не всем критериям. Нет наличия различных разделов книжного уголка (книга принесенная из дома, книга моей маме- бабушки. и т. д.) Также рекомендовано обратить внимание на эстетику оформления уголка, состояние книг, журналов.
В группе№12 воспитатели Чередова О. А. Прасолова Г. Л. Книжный уголок оформлен в соответствии с критериями конкурса. Наличие нескольких театров. Оперативно внесли дополнения по наличию портретов писателей. Ведется работа по подбору книг с их произведениями. Что в конечном результате благоприятно сказывается на развитие связной речи и мотивации детей. Необходимо устранить дефицит в подборе рекомендаций для родителей.
Проблемы и поиск путей их решения
Изучение развивающей предметно-пространственной среды.
Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.
Книжный уголок в помещении групп ДОУ представляет собой тихую зону с полками - стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей.
Уголки уютные и привлекательные для маленьких читателей. Оформлены уголки картинками с изображением известного детям литературного персонажа: Кот Учёный, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для центра книги выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение — рисунки и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.
Центр книги располагается в светлом месте групп (желательно наличие окон слева и справа).
Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
В отдельном шкафчике находятся клей, ножницы и бумага для ремонта книг.
В старшей и подготовительной группе в центре книги находится художественная литература, соответствующая возрасту и тематике. Педагоги привлекают внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомят с писателями и их произведениями.
Развивающая среда не построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, развитие связной речи детей с ОВЗ. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Книжные уголки оценивались по следующим критериям
Представление материалов:
1-3 баллов
0 – параметр отсутствует,
1 – параметр не соответствует критериям конкурса,
2 – соответствует частично,
3 – присутствует в полном объеме
Критерии № группы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг)
3 3 3 3 3 3 3 1 3 3 3 3
2. Соответствие содержания уголка возрастным особенностям детей;
3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3
3. Оригинальность и эстетика оформления уголка, состояние книг, журналов
3 3 3 3 3 3 3 0 2 2 0 2
4. Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза, энциклопедии, произведения классиков и современников, наличие познавательной литературы);
3 3 3 3 3 3 3 1 3 3 3 3
5. Наличие периодических детских изданий (журналов)
3 3 3 3 3 2 0 2 3 3 3 3
6. Наличие портретов писателей. Книги с его произведениями;
3 3 3 3 3 1 3 2 2 3 3 2
7. Наличие разделов «Моя любимая книжка» (книги, принесённые из дома, «Книжки моей бабушки» и др.
3 3 3 3 3 2 2 0 3 3 0 3
8. Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по пропаганде чтения и любви к книге
3 3 3 3 3 1 0 0 3 2 3 0
9. Наличие ТСО, аудио записей со сказками, рассказами.
3 3 3 3 3
1 3 1 0 0 3 2
10. Наличие разных видов театров 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 2
Итого : 30 30 30 30 30 23 23 10 24 24 27 24
Группы 1,2,3,4 оценивала учитель-логопед-Новичихина Е. Л.
Группы 5,6,7,9 оценивала старший воспитатель-Саранова Е. А.
Группы 8,10,11,12 оценивала учитель-логопед Захарова О. Д.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал, что во всех возрастных группах НОД по художественно эстетическому развитию детей ведется регулярно согласно годовому тематическому планированию. Этот фактор позволяет сделать вывод о систематической и планомерной работе педагогов, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Рекомендации:
На основе выше изложенного предложено:
В книжном уголке воспитателям с детьми и привлечением родителей организовывать тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно актуальна для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Длится выставка не более 3-4-х дней, т. к. внимание и интерес детей будет снижаться.
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Ответственные: воспитатели
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Ответственные: воспитатели
3. В каждой группе необходимо предусмотреть место для книжного уголка.
Ответственные: воспитатели
4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Ответственные: воспитатели
5. Устранить, исправить все недочеты. Принять во внимание, исполнить все рекомендации.
Справку составил старший воспитатель Саранова Е. А___29.11.19 г.