Татьяна Сеткина
Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по результатам проведения смотра-конкурса «Лучший мини-музей
ДОУ»[/h4]
В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, в срок с 22 по 23 октября 2015 года, был организован и проведен смотр конкурс мини-музеев в ДОУ, в котором приняли участие все возрастные группы ДОУ.
Публикация «Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса „Лучший мини-музей ДОУ“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:
- расположение мини-музея (эстетический вид, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей,
- тематика мини-музея (связь выбранной темы с образовательными областями, экологическим воспитанием или развитием речи,
- история создания мини-музея (рассказ о целе создания, интересных фактах и предметах музея,
- наличие документации (конспектов НОД, плана работы, содержание работы с детьми – подборка игр, художественной литературы и др. ,
а также разнообразие экспонатов, умение педагога провести экскурсию по музею.
Представленные в ходе смотра-конкурса «мини-музеи» разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.
Каждый из воспитателей проделал большой объем работы, определился с темой мини - музея, подобрал место для его размещения, наполнил содержанием, продумал оснащение, разделы, формы работы в музее.
Тематика музеев получилась разнообразной:
Группа 1 мини-музей «Кукольный театр»,
Группа 2 мини-музей «Солнышки»,
Группа 3 мини-музей «Часы»,
Группа 4 мини-музей «Пуговицы»,
Группа 5 мини-музей «Мир игрушки»,
Группа 6 мини-музей «Мир насекомых»,
Группа 7 мини-музей «Волшебный мир кукол»,
Группа 8 мини-музей «Салфетки»,
Группа 9 мини-музей «Чудо – дерево»,
Группа 10 мини-музей «Эхо войны»,
Группа 11 мини-музей «Мир сказок»,
Группа 12 мини-музей «Опавших листьев»,
Группа 13 мини – музей «Чудо – дерево».
Некоторые из мини-музеев, такие как в группах №2 – «Солнышки», 4 «Пуговицы», 5 «Мир игрушки», 6 «Мир насекомых», 8 «Салфетки» были недавно созданы, отличались интересными задумками, новизной, но затрагивали один раздел, т. е. были узкоспециализированы, не имели нужного количества документации (подборок дидактических и наглядных игр, разработок конспектов НОД с использованием экспонатов музея, плана работы на учебный год, имели небольшую практическую значимость, т. к. слабо связаны с образовательными областями, развитием речи. Однако указанные мини-музеи имеют потенциал, могут быть расширены, дополнены разделами или доработаны до конца учебного года.
Следующие группы №1 «Кукольный театр», №3 «Часы», №7 «Волшебный мир театра», №11 «Мир сказок», №13 «Чудо – дерево» обратились к имевшимся у них наработкам, дооформили тему, записали историю создания музея и экспонатов, разработали план мероприятий на учебный год, подобрали художественную литературу по теме работы мини-музея, поэтому обладают большей практической значимостью, хорошей связью с образовательными областями и развитием речи.
Эти мини-музеи имеют несколько разделов, так например:
группой №1 представлено несколько видов театра: пальчиковый, вязаный, шапочный, би-ба-бо и др.
В группе №3 «Часы», есть разделы «Часы природы», «Часы древних времен», «Современные часы», «Календари», разработаны экскурсии «история часов или какие бывают часы», «Путешествие в прошлое и настоящее», «В гостях у времени».
Группой №7 представлены различные виды кукол в национальных костюмах стран Ближнего и Дальнего зарубежья, а также традиционные народные тряпичные куклы.
Группой №13 представлены разделы «Рукотворные чудеса», содержащие поделки из дерева: вазы, картины, ложки, салфетки, туески и др., «Деревянные музыкальные инструменты»: свистульки, шумелки, «Деревянные игрушки», «Деревянная мебель» и прочее.
В группе №11 «Мир сказок», интересна полка с волшебными вещами (сапоги-скороходы, скатерть – самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко и т. д., есть сундук с вещами для ряжения, книжная полка с художественной литературой и различными видами театров, место для уединения и чтения, подчеркнутое элементами декорирования: шторами, светильником, свечами.
Однако в этой группе музеев имеется недостаточно документации: подборок дидактических и наглядных игр, сценариев совместных развлечений с детьми и родителями, разработок конспектов НОД, с использованием экспонатов музея, плана работы на учебный год). Работа с мини- музеями тоже может быть продолжена в течение учебного года.
Следующая группа мини-музеев №9 «Чудо – дерево», №10 «Эхо войны», №12 «Музей опавших листьев»– победителей смотра – конкурса отличается большим количеством разделов, многообразием экспонатов и документации.
Так в группе №9 отмечено интересное оформление мини-музея в форме дерева на стене и шкафом, содержащим богатое количество разделов, так например, раздел «Строение дерева», знакомит детей с частями дерева - корой, коллекцией семян, плодов дерева и т. д., «Кора и лесные обитатели», рассказывает о способах использования животными коры, «Дерево загадок», где на веточках дерева висят бумажные листочки, и педагог загадывает загадки по теме мини-музея, раздел «Как человек использует кору» показывает, как различаются по внешнему виду и структуре коры разные виды деревьев, раздел «Как кора пахнет» знакомит с запахами различных видов деревьев, раздел «Дерево в жизни человека» знакомит детей с вариантами использования деревьев человеком, здесь собраны шкатулки, ложки, деревянные игрушки, разделочные доски, игрушечная мебель, аппликации, декоративные спилы и другое, раздел «Дерево лечит» знакомит с целебными свойствами дерева, раздел «Игротека» представлен различными игровыми и развивающими заданиями для детей, упражнениями на внимание, логику, память. Раздел «Информ-бюро» содержит подборку папок с информационными материалами: сказками о деревьях, наборы картинок различных деревьев, их листвы, семян, плодов, экологические игры по теме, наборы картинок вредителей деревьев.
Воспитателями разработаны следующие темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с различными видами деревьев».
Мини-музей группы №10 «Эхо войны» поражает наполненность, целостностью и реалистичностью. Отмечены следующие разделы мини-музея: раздел «Раритеты войны», где представлены подлинные письма с фронта, извещение – похоронка 1943г., конверты военных лет, вырезка из фронтовой газеты тех лет, почетная грамота за боевые заслуги и др., вежливо представленные родителями воспитанников. Раздел «Военные вещи», в котором собраны солдатские шинель, фляжка, ремень, каска, пилотка, кокарды, котелок, полевая сумка, знаки отличия, петлицы, медали, удостоверения к ним, прочие награды, а также карта боевых действий. Раздел «Моя родословная», в котором родители и воспитанники постарались проследить свою родословную до поколения, воевавшего во второй мировой войне. Раздел «Герои Юрги», в котором собраны документы на именитых земляков, воевавших в годы ВО войны, здесь и Басыров, и Черкасов, и некоторых из прадедушек воспитанников. Имеется игровой раздел «Боевое сражение», где представлен макет военного поля с солдатиками, военной техникой и прочим. Раздел «Открытки» посвящен коллекции открыток, выпускавшихся ко Дню Победы. Воспитателями собрана коллекция «Песен о войне», подготовлены мультимедийные слайды о ВОВ, о городах – героях, разработаны сценарии открытых мероприятий ко Дню Победы, НОД, консультации, развлечения, беседы о войне, используемые в процессе работы мини-музея, собраны фотоальбомы «Техника и оружие ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамена», «Дети- герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города – герои», рисунки воспитанников по теме, подобрана художественная литература по теме: стихи, рассказы, изготовлены дидактические игры «Назови пословицу», «Собери машину», «Раньше и теперь», составлен перспективный план за весь учебный год по патриотическому воспитанию детей на основе работы мини-музея, а также запланирована на учебный год и работа с родителями.
Мини-музей «Опавших листьев» группы №12 обладает богатым содержанием, занимает большую площадь и насыщен разделами, экспонатами, играми и подборками картинок. Интересна и цель создания мини-музея: показать для дошкольников кругооборот веществ в природе, дать представления о связи растений и почты, определить значение опавшей листвы для предотвращения почвы от замерзания. Отмечены следующие разделы мини-музея: «Одеяло из листьев», где представлен макет почвенного слоя, в котором обитают животные. Раздел «Листья для художника», который содержит засушенные листья и семена, для творческих поделок, а также содержит уже готовые картины, объемные работы, макеты. Раздел «Дерево загадок», где на веточках дерева висят бумажные листочки, и воспитатель загадывает загадки по теме мини-музея. Есть и раздел «Дерево лечит», который знакомит с целебными свойствами листьев крапивы, малины, брусники. Раздел «Листья на гербах» содержит картотеку гербов городов, стран, в которых есть листья таких деревьев как клен, дуб, липа. Раздел «Волшебные превращения листьев», рассказывает о том, что происходит с листьями с момента появления до увядания и разложения, какие живые существа помогают опавшим листьям превратиться в перегной. Раздел «Лиственная игротека» содержит игры и игровые задания на подбор пары «Плод – лист», «Дерево – лист», «Соцветие – дерево», «Чья тень» и др.
По итогам смотра-конкурса 3 место получил мини-музей группы №12 «опавшие листья», 2 место досталось мини-музею группы №9 «Чудо-дерево», победителем стал мини-музей группы №10 «Эхо войны».
Надеемся, что работа в мини-музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с взрослением ребят.
Ст. воспитатель Т. В. Сеткина