Надежда Козырева
Альбом «Игры для индивидуальных занятий по формированию финансовой грамотности у детей с ЗПР 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы возникла необходимость знакомства детей с основами экономики и финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Эта идея стала актуальной в связи с повышением уровня финансовой грамотности в обществе. Для детей с задержкой психического развития адаптированных пособий, игр, литературы по данной теме крайне мало, но для них эти знания также важны, как и для нормально развивающихся сверстников. Поэтому передо мной стояла задача разработать и создать дидактические игры для данной категории детей.
Публикация «Альбом „Игры для индивидуальных занятий по формированию финансовой грамотности у детей с ЗПР 5–7 лет“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо понять, насколько дети с задержкой психического развития (ЗПР) готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Большинство детей с задержкой психического развития имеют и речевые нарушения (ОНР) и другие стороны психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В связи с этим, я выстраила работу по теме на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Данная инновационная деятельность может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений, которые соответствуют цели и задачам альбома :
Цель пособия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
1. расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2. сформировать у детей представления о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги;
3. сформировать у детей понятие «заработная плата»;
4. формировать элементарные математические представления;
5. учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
6. закрепить знания о профессиях;
7. развивать память, внимание, мышление, восприятие речь, стимулировать активность детей;
8. развивать умение подбирать картинки для игры;
9. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Игра занимает центральное место в жизни детей в детском саду, потому что это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Все, чему мы учим детей, делается с помощью разных средств, методов, приемов, в том числе игрового. Одно из ее преимуществ - игровая составляющая, развивающая восприятие, поэтому знакомство детей с финансами при помощи альбома проходит в игровой форме.
В первом блоке альбома «Игры для индивидуальных занятий
по формированию финансовой грамотности
у детей с ЗПР 5-7 лет» ребёнок совместно с педагогом рассматривают основные экономические понятия и категории.
Цели и задачи первого блока альбома
- Донести до ребёнка информацию о том, что обмен товара на товар существовавший в древности был не удобен, так как стоимость каждой вещи обмена разная.
- Наглядно на примере обмена между детьми, понять и закрепить представления о неравности обмена, цене товара и о том, что дети могут обменивать товар друг с другом, но только после разрешения взрослого который приобрёл эту вещь для ребёнка.
- Познакомить детей с понятиями «дешевле», «дороже». Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
- Познакомить детей с понятиями «дешевле», «дороже». Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
- Познакомить ребёнка с денежными знаками России разного номинала (купюры и монеты). Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
- Познакомить с геометрическими фигурами прямоугольник и круг. Учить находить их среди других фигур, а также сравнивать форму денежного знака с фигурами изображёнными на картинке.
- закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Игры первого блока :
Игра «Обмен товарами в древности»
Игра «Обмен предметами между детьми»
Игра «Дешевле – дороже»
Игра «Знакомство с деньгами»
Игра «На какие геометрические фигуры похожи деньги?»
Игра «Что можно, а что нельзя купить за деньги?»
Игра «Зарплата»
Игра «Разложи профессии правильно»
Во втором блоке альбома ребёнок знакомится с разными профессиями, с понятиями «заработная плата», «товар – услуга», сам становится участником товарно – денежных отношений, учится зарабатывать и тратить деньги.
Цели и задачи второго блока альбома
– Познакомить с понятием «заработная плата». Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
- расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
- учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.
- закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
- познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Игры второго блока :
Игра «Уборщица»
Игра «Магазин»
Игра «На что тратить деньги?» (Надо – хочу)
Игра «Купи по списку»
Игра «Разложи товар в аптеку и магазин»
В третьем блоке альбома формируются основные элементарные математические и экономические знания и представления ребёнка.
Цели и задачи третьего блока альбома
- Закрепить навыки счёта, знание цифр в пределах 10. Учиться отсчитывать заданное количество предметов (монет).
- Дать представление о понятиях «больше», «меньше».
- Объяснить ребёнку, что каждый товар имеет свою цену; учить находить самое дорогое и самое дешевое.
- Закрепление знаний о составе чисел.
- Способствовать развитию мелкой моторики, логического и пространственного мышления, учить ребёнка анализировать, развивает зрительно-пространственную ориентировку.
Игры третьего блока :
Игра «Сосчитай, сколько монет, купюр и карт потерял кошелёк»»
Игра «В каком мешке денег больше?»
Игра «Сколько стоит товар?» (яблоко, хлеб, билет в цирк)
Игра «Помоги поросёнку отвезти на рынок тыкву»
Игра «Впиши пропущенную цифру»
Игра «Дорисуй или зачеркни предметы так, чтобы их количество соответствовало цифре»
Игра «Нарисуй картинку по цифрам»
Игра «Раскрась столько монет, сколько нужно для покупки»
Игра «Помоги разменять деньги»
Игра «Сколько стоит одна штука товара?»
Анализируя деятельность детей на занятиях, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Детям давались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.
В заключительной части работы по альбому я проводила рефлексию, благодаря чему было понятно, что дети смогли усвоить, а в чем пока еще затрудняются.
Длительность индивидуального занятия по альбому примерно 15 - 20 мин., что соответствует нормам Сан Пина для старшей группы.
Думаю, что игровая мотивация альбома вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая для познавательной направленности.
Анализируя, свою работу могу сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. В дальнейшем планирую продолжать работу по формированию у детей финансовой грамотности.