Светлана Геннадьевна Куличева
Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании
Потребность в безопасности является второй по значимости потребностью для человека, а проблема обеспечения безопасности по данным ЮНЕСКО является приоритетной проблемой человечества. По результатам аналитических материалов исследований, проводимых Высшей школой экономики в 2021 году, безопасность человека в процессе получения образования (в том числе и дошкольного, требует пристального внимания от всех участников образовательного процесса [2]. Под безопасной средой понимают такую среду, а точнее обстановку, в которой ребёнок и его окружение чувствуют себя защищёнными от негативного воздействия окружающей среды.
Публикация «Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании» размещена в разделах
Раньше понятие безопасности в образовательном учреждении ранее включало в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда педагогов. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Не менее важным аспектом стало обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
В современных условиях социального, природного и экологического неблагополучия требуется вывести обучение персонала, воспитанников и их родителей безопасному образу жизни на первый план. В обеспечении соблюдения правил безопасного нахождения детей в дошкольной образовательной организации можно выделить два ключевых аспекта – непосредственное обеспечение администрацией, сотрудниками и педагогами физической, психологической и других видов безопасности детей и обучение детей безопасному образу жизни.
Основной задачей педагогического коллектива детского сада, в соответствии п 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Более конкретно требования к условиям организации безопасного нахождения детей отражены в содержании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
При организации комплексной безопасности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать основные направления, требующие особого внимания.
Деятельность по выполнению требований гражданской обороны становится особенно актуальной в современных социально-политических условиях, в дошкольной образовательной организации необходимо наличие системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты сотрудников ДОУ, технического персонала и воспитанников от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Решение данной проблемы зависит от эффективности и системности действий административного состава и сотрудников.
По данным статистических исследований проблема обеспечения антитеррористической безопасности детей должна решаться комплексно с привлечением общественности, органов управления, родителей. Начиная с раннего возраста у детей необходимо формировать навыки жизнедеятельности в многонациональном обществе, воспитывая толерантность и уважение к представителям других культур. Совместные действия взрослых должны быть направлены на формирование антиэкстремистского мировоззрения детей [1, с. 14].
Вышеназванные направления обеспечения безопасности являются наименее возможными для возникновения в реальной жизненной ситуации. Наиболее вероятны проблемы, связанные с обеспечением пожарной безопасности педагогов, детей и сотрудников ДОУ. По статистическим данным департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ за 2021 г. в помещении дошкольных образовательных организаций произошло 28 возгораний, в которых погибли 8 детей. Причинами возгораний были нарушения в работе пожарной сигнализации и несоблюдение требований к организации пожарной безопасности со стороны технического персонала. Решая данную проблему обеспечения безопасности следует проводить просветительскую и инструктивную работу как с сотрудниками образовательной организации, так и с воспитанниками и их родителями.
Выполнение требований к эпидемиологической безопасности является прерогативой администрации и сотрудников образовательной организации. Со стороны администрации необходимо создание условий по соблюдению санитарных правил, в том числе: регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров сотрудников и детей, выполнение медицинским работником взятия проб и лабораторных исследований пищи и воды, проведение периодического обучения персонала обязательному санитарному минимуму. Со стороны педагогов необходимо соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом детей, обеспечение (совместно с младшим воспитателем) питьевого и двигательного режима, режима проветривания и освещённости помещений. Также педагоги должны проводить разъяснительную работу с родителями о необходимости обращения в медицинскую организацию в случае плохого самочувствия детей.
Одним из основных направлений по обеспечению безопасной среды на территории дошкольной образовательной организации является обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ. Приведя ребёнка в детский сад, родители должны быть уверены, что комнаты для занятий оснащены безопасной мебелью и игрушками, которые имеют сертификаты соответствия. Пища, которую готовят для детей, должна быть сбалансированной, приготовленной из безопасных и полезных продуктов. Территория для прогулок не должна иметь доступ для посторонних людей, опасных объектов, спортивные снаряды и инвентарь не должны причинить вред воспитанникам при их использовании. Работа по данному направлению является ежедневной обязанностью всех членов коллектива детского сада.
Отдельным направлением обеспечения комфортных и безопасных условий пребывания является психологическая безопасность. Под психологической безопасностью М. В. Погодаева предлагает понимать «состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [3]. В методической литературе различают два основных источника угроз психологической безопасности детей. К внешнему источнику относятся угрозы, выражающиеся в манипулировании детьми со стороны взрослых, наличие психологических проблем у сотрудников, неблагоприятные межличностные отношения в группе, отсутствие комфортной предметно-развивающей среды, нарушения режима дня в условиях детского сада и семьи, асоциальное семейное воспитание.
К внутренним источникам угроз психологической безопасности относятся физические или психические патологии развития, негативное поведение в коллективе по образу поведения в семье приводящее к изолированности, заниженная самооценка ребёнка, зависимость от мнения взрослых и отсутствие самостоятельности.
Обеспечением психологической безопасности детей в дошкольной образовательной организации обязаны ежедневно заниматься как воспитатели, непосредственно взаимодействующие с детьми, так и специалисты (педагоги-психологи, дефектологи, медицинский работник). Роль родителей заключается в выполнении рекомендаций по обеспечению психологического комфорта в домашних условиях.
Ещё одним из направлений обеспечения безопасности, возникшего сравнительно недавно, является информационная безопасность - состояние защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также духовному, психическому или физическому развитию детей. Соблюдая правила информационной безопасности, педагогам следует более внимательно относиться к подбору литературы для чтения в группе, аудио и видео контенту.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема организации безопасного нахождения ребёнка в дошкольной образовательной организации не теряет своей актуальности. В дошкольной образовательной организации необходимо наличие комплекса ресурсов (нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, методических) для обеспечения всех направлений безопасности.
Список литературы:
1. Казин Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования : теория и практика: учебное пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
2. Мониторинг экономики образования : 2021 : в 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2021. – 100 экз. – ISBN 978-5-7598-2387-2 (в обл.). Т. II. Высшее образование и рынок труда. – 256 с. – ISBN 978-5-7598-2389-6 (т. II).
3. Погодаева М. В. Проектирование пространства безопасного детства [Электронный ресурс] / М. В. Погодаева // Гуманитарные научные исследования. - 183 2015. - № 4(44). - С. 12-15. - Режим доступа: https://human.snauka.ru/2015/04/9886