Лучший педагог года

Актуальность работы по формированию активного словаря дошкольников с ЗПР

Жанара
Актуальность работы по формированию активного словаря дошкольников с ЗПР

Ж. Н. Кусаинова, магистрант 2 курса по специальности «Психология»,

ЗКУ имени М. Утемисова

Одним из наиболее тревожных явлений в нашем современном обществе является увеличение числа детей, сталкивающихся с различными проблемами в их развитии, включая тех, у кого есть ограниченные физические или психологические возможности.

В своем послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан, Касым-Жомарт Токаев, устанавливает важные задачи для обеспечения качественного образования для молодого поколения. В частности, в центре внимания стоит укрепление работы по формированию конкурентоспособного человеческого потенциала и создание национального плана развития образовательной системы, основанного на передовом мировом опыте. Для решения этих задач, большое значение придается улучшению образовательных программ, применению современных технологий и созданию оптимальных психолого-педагогических условий для обучения. Это также включает в себя обеспечение среды, которая учитывает уникальные образовательные потребности развивающейся личности обучающегося. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» (статья 5 (11-3, (21-4) и приказе № 6 с дополнениями от 12 января 2022 года отмечается значимость создания необходимых условий для обучения, которые учитывают как психофизические особенности, так и когнитивные возможности обучающихся. При этом отмечается важность равного доступа к образованию, являющегося обязательным для всех категорий обучающихся и реализующегося через коррекционно-педагогическую и социальную поддержку.

Публикация «Актуальность работы по формированию активного словаря дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Проблема задержки психического развития является одной из весьма актуальных задач, которая привлекает внимание специалистов в области психологии и педагогики по всему миру. Причины задержки психического развития у детей могут быть разнообразными. Для детей с подобными задержками характерны следующие особенности: недостаточно развитые навыки памяти, координации движений, мышления, речи, внимания, а также ограниченная способность к саморегуляции.

Анализ психологических особенностей детей с задержкой психического развития и структуры их познавательной деятельности рассмотрены в работе казахстанского ученого М. М. Байбековой, освещены в работах росийских авторов, как Т. А. Власова, К. С. Лебединская, Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, З. И. Калмыкова, В. И. Лубовский, Н. А. Менчинская и др. Кроме того, ученые У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Н. А. Цыпина, Е. С. Слепович, И. Н. Гусева и др. проводили исследования и разрабатывали теоретические основы в области коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития в дошкольном возрасте.

Поскольку психические функции формируются неравномерно, часто проблемы становятся заметными ближе к четырем-пяти годам или даже позже, к моменту поступления ребенка в школу. Поэтому крайне важно оказывать качественную коррекционно-педагогическую и социальную поддержку детям еще на дошкольном этапе их развития. В связи с этим, работа, направленная на сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей в дошкольных учреждениях, должна занимать особое место и придаваться большое значение.

Количество детей, страдающих задержкой психического развития, постепенно увеличивается, и на текущий момент это распространенное явление. Статистика показывает, что ЗПР встречается у 1-2% населения (как самостоятельная группа состояний, и составляет 8-10% в общей структуре психических заболеваний. В дошкольных учреждениях, среди детей подготовительных групп, доля детей с ЗПР составляет около 6%, а в младшем школьном возрасте она варьируется от 5% до 9%. В настоящее время, воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития привлекают большое внимание как в теории, так и в практике. Одной из важнейших задач в развитии детей этой категории является формирование и расширение их словарного запаса. Развитие навыков речи играет ключевую роль в общем развитии личности ребенка. Чем богаче его словарь, тем легче ему выражать свои мысли, использовать слова в правильном контексте и, следовательно, более эффективно осваивать окружающий мир. В специализированных психолого-педагогических исследованиях, таких как работы Р. И. Лалаевой, Е. С. Слеповича, С. Г. Шевченко, отмечается недостаточный объем словарного запаса у детей с задержкой психического развития. Эта категория детей часто характеризуется большей активностью в приеме информации, чем в ее передаче, что приводит к преобладанию пассивного словаря над активным. Дети с задержкой психического развития также испытывают трудности в классификации лексических единиц по смысловым признакам, имеют ограниченное понимание родовых и обобщающих понятий, их словарь чаще содержит больше существительных, чем прилагательных и глаголов. Также стоит отметить, что в психологической литературе обсуждаются особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития. Эти вопросы рассматриваются в работах таких ученых, как В. И. Лубовский, Л. И. Пересленя, И. Ю. Кулагина и Т. Д. Пускаева. Например, В. И. Лубовский подчеркивает недостаток произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, а также отмечает дефицит основных характеристик внимания, таких как концентрация, объем и распределение. Множество исследований авторов (И. А. Симонова, 1974; Л. В. Яссман, 1976; Н. Ю. Борякова, 1983; Е. В. Мальцева, 1990; Р. И. Лалаева, 1992; С. В. Зорина, 2003 и др., подтверждают ограниченность словарного запаса у детей с задержкой психического развития, преобладание бытовой лексики и заметное расхождение между пассивным и активным словарем. У детей с задержкой психического развития наблюдаются сложности в актуализации словаря и использовании различных частей речи, включая глаголы, наречия и прилагательные. В свою очередь, В. Г. Лутонян указывает на низкую продуктивность непроизвольного запоминания у этих детей по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Эти исследования свидетельствуют о том, что у детей с задержкой психического развития существуют конкретные познавательные особенности, которые необходимо учитывать при разработке методик и подходов к их обучению и поддержке. Исследования, проведенные такими учеными, как Г. Н. Рахманова, Л. Ф. Спирова, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригера и Н. А. Никашина, выявили проблемы в формировании письменной речи у детей с задержкой психического развития, а также трудности в регулировании речи и коммуникации.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития также наблюдается бедность словаря, связанная с ограниченностью их представлений о мире, включая количественные, пространственные и причинно-следственные отношения. Эти ограничения обусловлены особенностями их познавательной деятельности. Кроме того, дети данной категории часто не знакомы с многими словами, такими как названия ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и предметов, и так далее.

По данным Е. В. Мальцевой (1990, у детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Сниженный по сравнению с возрастной нормой объем словаря детей с ЗПР в какой-то степени обусловлен недостаточностью их представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Как следствие перечисленного - прежние методы развития речи не достаточны, чтобы преодолеть эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.

В свете этих проблемных аспектов существует потребность в разработке новых методов и стратегий для развития словарного запаса у детей с задержкой психического развития, особенно с использованием дидактических игр, которые могут стать наиболее эффективным средством актуализации словаря и помощи в преодолении этих трудностей. В специальной психологии в настоящее время имеется ряд исследований, посвященных специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР, данные исследования написаны такими авторами, педагогами, психологами как Н. Ю. Борякова, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова, и другие. В данных исследованиях идет речь о необходимости актуализации словаря дошкольников помощью наиболее присущего им вида деятельности – с помощью игр. Через игру развивается словарный запас ребенка, меняются навыки устной речи, формируется познавательная активность, растет и совершенствуется мыслительный процесс, усваиваются различные нравственные качества. Организуя с ними различные виды игр, можно воспитать в них чувства милосердия, доброты, дружбы, товарищества, братства, уважения друг к другу. «Человек должен пережить детство, чтобы быть цивилизованным, и если бы не детство, полное игр и веселья, оно навсегда осталось бы диким», - сказал К. Чуковский, тем самым подчеркнув, что развитие детского организма и развитие мышления напрямую связаны с игрой. Урок, пройденный ребенку наглядными пособиями, рисунками, всегда будет интересен и будет формировать у ребенка внимание. С помощью игры ребенок может свободно общаться с людьми, укреплять уверенность в себе, обогащать словарный запас.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игра играет ключевую роль в жизни ребенка. То, каким он бывает в игре, во многом определяет, каким он станет в будущем, когда вырастет. Для ребенка игра не просто развлечение, это его способ социальной практики, это мир, где он взаимодействует с другими детьми. В ходе игр дошкольники моделируют отношения между людьми и их трудовую деятельность, что позволяет им понимать и переживать реальный мир. Игра также считается важным фактором для развития высоких человеческих качеств, а также стимулирует творческое воображение и мышление ребенка. Игра у детей выполняет двойную функцию: она обучает и развивает, но также приносит удовольствие и радость. Главной задачей педагога является гармоничное сочетание этих двух аспектов. Для детей именно игра является их социальной практикой, это их социальная жизнь среди сверстников, но у детей с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошкольники либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости. Игры у детей с задержкой психического развития могут быть склонны к предметно-действенной активности и часто сопровождаются ограниченной эмоциональной выразительностью. Они также могут испытывать затруднения в установлении межличностных связей во время игры и иногда избегать взаимодействия со сверстниками. Для поддержания развития детей с задержкой психического развития крайне важно применение специальных обучающих игр, в которых взрослый играет ключевую роль. Эти дети часто нуждаются в активном участии и направлении со стороны взрослых. Многие исследователи признают, что обучающие игры играют важную роль, помогая педагогам расширить практический опыт детей и закрепить их знания об окружающем мире. Следует также отметить, что в таких играх основным стимулом для познавательной деятельности детей становится не столько указания педагога, сколько естественное желание детей поиграть. В этом контексте педагог не просто руководит игрой, но активно участвует в ней, предоставляя образцы жизненного поведения в игровой форме.

Часто такие игры предполагают наличие игры "рядом", когда несколько детей находятся в одном месте, например, в игровом уголке, но не взаимодействуют друг с другом непосредственно. В этой ситуации малыши могут иметь затруднения в согласовании и согласовании своих действий с помощью правил и общего сюжета. Необходимость в поддержке и руководстве взрослого становится особенно важной, чтобы обеспечить участие всех детей и помочь им развивать навыки в процессе игры. К примеру, в целях формирования речи и развития словарного запаса целесообразно использование дидактических игр «Что это? Как называется?». Для этого необходимо подготовить 25- 30 карточек с разными рисунками и необходимо показать ребенку индивидуально и запросить название рисунка. Можно заметить как ребенок активно участвует в игре, в процессе соревнования у ребенка начинается обогащения речи, развивается словарный запас. Результаты наносятся на карту. В следующий раз можно разыграть более сложные игры: «Составим рассказ по картинке», «Попробуй продолжить». Результаты каждой игры-задания наносятся на карту в виде баллов. В дошкольном возрасте, для стимулирования развития речи у детей с задержкой психического развития, рекомендуется активно работать над расширением словарного запаса. Это достигается путем наименования вещей и описания их свойств и признаков. Важно учить детей формулировать фразы с противоположным значением, такие как «плакать/смеяться», "падать/подниматься", "скучать/веселиться", "бежать/стоять" или с схожими смыслами, например, "веселиться/радоваться", "бросат/кидать", "блестеть/сверкать". Также полезно использовать фразы, которые описывают качество предмета или материал, из которого он сделан, такие как «серебро», «металл», «пластик» и так далее. Важной частью развития является также освоение образных формулировок загадок и пословиц. Этот период в детском развитии характеризуется усиленной работой над смысловой стороной слова и развитием дополнительных выразительных средств. Дошкольный возраст - это ключевой этап, на котором формируются фонетические, лексические и грамматические навыки речи. Полное овладение родным языком в данном возрасте играет критическую роль в развитии детей, и недостаточный словарный запас может представлять собой серьезное препятствие для успешного обучения в будущем, а также для их адаптации в обществе.

Обзор литературы подтверждает, что дети с задержкой психического развития часто имеют ограниченный словарный запас. Это проявляется в бедности лексических знаний, в отсутствии разнообразия слов, в трудностях с пониманием родовых и обобщающих понятий, а также в нечетком использовании слов и ограниченных средствах языка, таких как синонимы и антонимы.

В общем, анализ доступной литературы подчеркивает актуальность проблемы развития словарного запаса у детей с задержкой психического развития. Этот вопрос имеет важное значение для их успешного обучения и социализации. Однако для решения данной проблемы необходимо проведение дальнейших исследований и разработка эффективных методов и средств для обогащения словарного запаса у детей данной категории.

Список использованной литературы

1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана 01 сентября 2020 года.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-III, статья 5, 27.07.2007 года (с изменен. и допол. по состоянию на 24.10.2011г.).

3. Кушербаев А. Психикалы дамуы тежелген балалармен ж ргізілетін т зете дамыту ж мыстарыны ерекшеліктері //Дефектология. 2011. №3.

4. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва: Владос, 2003.

5. Лутонян Н. Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития / Н. Г. Лутонян // Дефектология. - 1977.

6. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // Дефектология. – 1983. – № 3.

7. Симонова, И. А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития / И. А. Симонова // Дефектология. – 1974.

8. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002.

9. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 2007.

10. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2008.

11. Ерма амбет. Психикалы дамуы тежелген балаларды психологиялы -педагогикалы сипаттамасы // Дефектология -2008.

12. сайынов Д. Мектеп жасында ы балалармен ж ргізілетін логопедиялы саба та олданылатын дістер. // Дефектология — 2009.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Проект по формированию представлений о профессиях «Все работы хороши» в разновозрастной группе Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность работы по формированию активного словаря дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 27 сентября 2023 в 07:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД