МААМ-картинки

Актуальность проблемы «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей» (4 фото)

Елена
Актуальность проблемы «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Темочки:

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

1. Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

2. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

3. Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.

4. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к корням, культуре, к своим истокам, всему тому, что характеризует его самобытность.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский.

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается честность, гражданственность, принципиальность. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как основа воспитания и обучения детей. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

На сегодняшний день тема очень актуальна : в то время, когда огромными шагами развивается наука, в нашу жизнь внедряется компьютеризация, устная речь начинает терять свою красоту и эмоциональность. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает устной речью, но и родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше народных праздников, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с устным народным творчеством, не уделяют должного внимания внимание жанровым и языковым особенностям. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, занятия по развитию речи отводятся на второй план, поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики организации работы с фольклором в детском саду. Использование устного народного творчества должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети проявляли интерес. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ, использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных программ, с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Нами была предпринята попытка восполнить этот пробел своими силами, мы стали использовать в своей работе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, но этого недостаточно, необходимо иметь чёткую теорию и методику речевого развития детей дошкольного возраста, средствами УНТ.

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют различные жанры. К ним относятся: былины, баллады, исторические песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки. Особенную важность приобретает устное народное творчество для воспитания подрастающего поколения. Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок. Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка. Не случайно В. А Сухомлинский писал: "Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности". Ласковый говорок прибауток вызывает радость у малышей.

Фольклор способствует формированию положительного эмоционального отношения к миру, развивает познавательные процессы у дошкольников. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность.

Сказка пользуется огромной любовью у детей начиная с раннего возраста.

Фото «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей»

Она несет в себе богатый духовный заряд, развивает и обогащает речь детей. Сказки можно использовать как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Актуальность проблемы - фото

Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев. правильно оценивать их поступки. Хорошо когда ребенок на протяжении всего дня слышит прибаутки, потешки, простые песенки, они побуждают его к действию, произносимые же на распев ласково успокаивают, настраивают на отдых.

Приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Народный фольклор помогает наладить эмоциональный контакт между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько песенок, потешек. Ласковым голосом с доброй улыбкой напевайте их ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь!

Виды фольклора

Припевки, приговорки, потешки.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит». Загадки

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят : «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Считалки

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни

Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Формы работы

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.

Обеспечение эмоционально-психического комфорта для детей.

Уважение к личности каждого ребенка.

Наверное, ни один народ в мире не обладает таким богатым, сильным и могучим языком как наш народ, таким красивым и образным. Обычаи, традиции у русского народа передаются из поколения в поколение, обогащая наш духовный мир.

Особое место в работе с детьми я отвожу знакомству с Донским фольклором. Это произведения устного народного творчества; песенный фольклор донских казаков праздники народного календаря, народные игры, одежда и быт казаков,

Фото №1 Одним из средств духовно нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество

рецепты старинной казачьей кухни, словарь русских донских говоров, знакомлю с историей герба и флага Ростовской области, а также с творчеством донских писателей и композиторов с народным кукольным театром на Дону.

Основой воспитания культурно-исторических традиций Донского края является изучение истории возникновения донского казачества, его быта и культуры. Символ вольной жизни, батюшка кормилец. Дети знают пословицы, которые раскрывают картины жизни казаков, о родителях и детях, о дружбе. С удовольствием слушают «Сказки Тихого Дона», например: «Петрусь-мальчонка Русский», «Доброе сердце дороже красоты», отрывок из рассказа М. Шолохова «Нахаленок».

Начиная с младшего и среднего возраста, провожу занятия на тему: «Конь- верный друг казака»; «Звуки народных инструментов», «Масленица-дорогая наша гостьюшка годовая». В старшей и подготовительной группе такие занятия как: «Казачий курень, донские казачьи станицы», «Казак, Рождается воином».

Заключение

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность проблемы «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей»
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 09:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы «Влияние устного народного творчества на умственное развитие детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 418565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД