Анастасия Ястребова
Актуальность непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее улучшение психофизических характеристик ребёнка. В первую очередь это касается увеличения запаса двигательных умений, развития ловкости, гибкости, скоординированности движений. Сила и выносливость пятилеток пока ещё не столь высоки, но позволяют им участвовать в спортивных соревнованиях и труде, получая ощутимые, значимые для самого ребёнка и окружающих результаты.
Публикация «Актуальность непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Значительно совершенствуются мыслительные процессы: произвольное внимание и память, зрительное и слуховое восприятие, самоконтроль, умение критично оценивать свои и чужие поступки, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться во времени и пространстве. Это даёт ребёнку возможность принимать участие в более сложных и развёрнутых видах деятельности, чем в младшей и средней группе.
Поскольку одной из главных целей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является всестороннее развитие воспитанников во всех видах деятельности, педагоги организуют время пребывания дошкольников в детском саду таким образом, чтобы каждый ребёнок был занят интересными и разнообразными делами в соответствии с его индивидуальными особенностями, увлечениями и предпочтениями. Таблица: виды деятельности старших дошкольников в ДОУ
Вид деятельности Форма работы
Игровая
Игры с правилами,
сюжетные,
дидактические,
фантазийные по мотивам литературного произведения или мультфильма,
спортивные,
речевые,
для пальчиков и ладошек,
театрализации,
народные,
игровые ситуации в различные режимные моменты дня.
Изобразительная
Рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование,
создание игровых атрибутов, оборудования для познавательно-исследовательской деятельности, украшений и подарков близким к праздникам, сувениров, макетов, произведений детского дизайна для украшения групповых помещений,
оформление коллекций, эмблем группы, команды.
Познавательно-исследовательская
Экспериментирование,
проекты,
воображаемое путешествие по карте и во времени,
наблюдения и экскурсии,
обговаривание и поиск выхода из проблемных ситуаций,
моделирование,
игры на развитие интеллекта (головоломки, лабиринты, квадрат Воскобовича, логические блоки Дьенеша, кубики Зайцева, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады,
создание мини-музеев и работа в них.
Коммуникативная
Беседа,
ситуативный разговор,
составление и отгадывание загадок,
логоритмика,
рассказ с дальнейшим обсуждением,
чтение,
разучивание,
рассматривание с дальнейшим обсуждением,
игра-интервью,
составление рассказов,
сочинение сказок,
создание игровых и ситуативных диалогов (посещение магазина, парикмахерской, друг заболел, незнакомый человек спрашивает дорогу и т. д.).
Восприятие художественной литературы и фольклора
Слушание произведений,
построение устных высказываний по услышанному,
описание характеров и поступков героев,
пересказывание хода событий,
заучивание и рассказывание,
беседа и театрализованная деятельность по мотивам произведений,
презентации и выставки книг,
литературные праздники,
досуги,
викторины,
творческие интерпретации произведений с элементами ТРИЗ (придумывание альтернативной концовки, введение персонажей и предметов из другого произведения, фантазийные рассказы о дальнейшей судьбе полюбившихся героев).
Трудовая
Самообслуживание,
труд в природе,
хозяйственно-бытовой,
ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом,
дежурство,
поручения.
Двигательная
Подвижные обучающие игры,
подвижные игры с правилами,
игровые упражнения,
физкультминутки,
соревнования,
игровые ситуации,
досуг,
ритмика,
аэробика,
детский фитнес,
спортивные игры и упражнения,
аттракционы,
спортивные праздники,
гимнастика (утренняя и после дневного сна,
организация плавания в бассейне.
Музыкальная
Слушание,
пение,
игра на музыкальных инструментах,
импровизация,
музыкально-дидактические игры,
музыкально-ритмические движения.
Конструирование Создание построек из конструктора, модулей, бумаги, природного и бросового материала.
Цит. по: https://det-sad-4.narod.ru/1.organizacija_nod_gubareva_n.n. pdf
Всеми перечисленными видами деятельности ребёнок может овладевать как самостоятельно, так и совместно с педагогом и другими детьми. Наибольшее значение для получения систематических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности в детском саду имеет НОД — непосредственная организованная деятельность.
НОД — это специально подобранные и осуществляемые педагогом виды совместной деятельности с детьми, направленные на решение определённых обучающих, воспитательных и развивающих задач. Все современные НОД основаны на принципах партнёрства, индивидуализации и гуманизации дошкольного образования. Очень важным является и соблюдение личностно-ориентированного подхода, когда в центре внимания находится ребёнок как личность, имеющая свои права и потребности, а весь образовательный процесс строится вокруг него.
Задачи каждой НОД могут варьироваться в зависимости от того, к какой образовательной области она принадлежит, а также от тематики изучаемого блока, времени года, выбранных воспитателем видов деятельности. Но неизменными остаются основные:
всестороннее развитие ребёнка;
формирование целостного представления об окружающем, так называемой картины мира;
воспитание доброты, гуманности, товарищества, гражданских чувств и других положительных человеческих качеств. Приёмы работы, актуальные в старшей группе ДОУ
На занятиях в старшей группе детского сада (воспитанники 5–6 лет) наиболее часто применяются такие группы методических приё мов:
игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
поисковые (эвристические).
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (их мышление от наглядно-образного переходит к абстрактному, логическому, использование этих приёмов имеет свои особенности.