Татьяна Ивановна Кучебо
Акмеологический аспект организации акций как форма партнерского взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Акция – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Публикация «Акмеологический аспект организации акций как форма партнерского взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Алгоритм подготовки к созданию и проведению тематических акций : определение целей и задач; формирование творческой группы; отбор литературы; составление плана акции, посещение открытых просмотров по данной теме (занятий, КВН, музыкальных, физкультурных, литературных досугов и т. д.); взаимодействие с родителями дошкольников (консультации, беседы, анкеты); обсуждение о проведении акций на совещании; итоговый приказ по поощрению педагогов. Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.
При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.
Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным направлениям. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
Особенности акции :
• Акция охватывает всех субъектов образовательного процесса группы или детского сада, или все ДОО.
• Акция имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого ребенка, родителя и педагога.
• Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель, действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает пед. процесс, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.
Мы представляем опыт работы дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.
Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, в век индустриализации и коммуникационных технологий, и совершенно забываем о природе. Поэтому большинство наших акций направлено на экологическое воспитание подрастающего поколения, а также их родителей, которые не всегда являются положительным примером для своих детей.
Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.
Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.
В наших дошкольных учреждениях экологические акции проходят на протяжении многих лет и некоторые из них становятся традиционными.
Мы участвуем в акциях различного уровня : Всемирном, региональном, муниципальном, районном, а также уровень Учреждения. И сегодня мы поделимся своим опытом.
В 2012 году все ДОО Кузнецкого района участвовали во Всемирной акции «Посади дерево». Фото отчет предоставили в отдел образования и оформили стенгазету. В результате усилий педагогов, детей и родителей на территориях дошкольных учреждений появились новые молодые саженцы рябины, березы и других деревьев.
Как продолжение данной акции весной 2013 года проводилась акция «Посади сосну», как одно из самых экологических деревьев. Все лето дети наблюдали и ухаживали за саженцами, бережно охраняя их и поливая. Дети и родители испытывали гордость от совместного полезного всеобщего дела. Каждый хотел принять непосредственное участие.
Начиная с 2010 года, мы ежегодно принимаем участие в областной акции «Каждой пичужке – по кормушке». Родители активно откликнулись на призыв педагогов и сделали самые разнообразные кормушки для птиц. В ДОУ прошли выставки-конкурсы кормушек. Самые интересные, необычные и добротные работы были отмечены благодарственными письмами. В результате каждая кормушка нашла достойное место и приобрела своих хозяев, спасла от голода зимующих птиц. Ведь дети под руководством педагогов и родителей не забывали наполнять кормушки кормом.
Стало традицией проведение акции «Ёлочка – зелёная иголочка». Постепенно все детские сады приобрели искусственные ели для проведения новогодних утренников. Тем самым оберегая лес от вырубки зеленых красавиц. В защиту ёлочки дети изготавливают искусственные елочки из бросового материала, организуя выставки и конкурсы в ДОО. Получаются очень забавные и порой такие необычные поделки. Таким образом, с раннего возраста прививается бережное отношение детей к лесу.
В конце зимы стартует акция «Витамины на подоконнике». Выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря, наблюдения общего и индивидуального. В рамках данной акции детям и родителям дается задание дома посеять петрушку, укроп, посадить лук, вести наблюдения за всходами.
Городская акция «Любимый – чистый город!» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем.
Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами». Начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов. В рамках данной акции дети изготавливают плакаты, призывая других украсить планету цветами. Бережно вместе со взрослыми дети высаживают рассаду в клумбы, поливают в течение лета, рыхлят землю.
Городская акция «Берегите лес и его жителей от пожара!», проводимая под руководством кукольного театра «Сказ» имела целью - призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям. Родители с детьми проявили творчество и сделали самые необычные настольные игры, которые помогают детям понять, что нужно, а чего нельзя делать. Победители были награждены сладкими призами и посещением кукольного спектакля «Тили-бом». В рамках данной акции в ДОУ прошли выставки рисунков, которые вы имеете возможность видеть на слайдах.
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
Тематические акции направлены на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.
Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОО благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.
В заключении хочется отметить, что социально-личностное развитие детей представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.