татьяна козак
«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1
Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Публикация «„Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями
слайд 2
“сотрудничество” и “взаимодействие”.
Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Слайд 3
Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей
Направление Формы
Рекламное
• Стенды
• Дни открытых дверей
• Работа сайта ДОУ
• Публикация
• Сотрудничество со СМИ
Диагностическое
• Анкетирование
• Опросы
• Беседы
• Тестирование
• Комплексные исследования
• Работа почтового ящика
Психолого-педагогическое
• Наглядная педагогическая пропаганда
• Родительские собрания
• Консультации
• Беседы
• Тренинги
• Игра
• Работа “Родительского клуба”
• Мастер классы
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе
• Участие родителей в проектно- познавательной деятельности детей
• Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях
Слайд 4
Также формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации.
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам, воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же - недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др.
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.
Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Слайд 5
Интерактивные формы взаимодействия с семьей
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Слайд 6
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Интерактивная форма взаимодействия предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия.
Слайд 7
Интерактивные формы взаимодействия:
1. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
например:«Клуб заботливых родителей»
Слайд 8
2. Дискуссия (диспут)является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Различают следующие формы дискуссии:
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого; -«Круглый стол» -в основном проводится как итоговое мероприятие. Н-р: педагоги в течение года работали над конкретной проблемой. Через материалы родительских уголков,памятки,консультации,инд. беседы вовлекали родителей в решение этой проблемы.
• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Слайд 9
3.Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
Слайд 10
5.Родительская почта-возможны различные варианты -несколько ящиков родительской почты, направленных на оперативный сбор различной информации, например: "Почта анонимных обращений родителей", "Почта родительского счастья", "Почта родительских идей, предложений" или "Почта родительского недоверия", "Почта родительского гнева", "Адресная почта", "Родители недоумевают, почему. ", тематику почтовых ящиков можно изменять как вам необходимо.
6.Семинары-практикумы для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды;.Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
7. Вечера вопросов и ответов. (гостиная)-приятная беседа на интересующие родителей вопросы в непринужденной обстановке за чашечкой чая.
Слайд 11
8. Дистанционный родительский клуб – инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий. Задачи клуба: оказание профессиональной помощи родителям дошкольников по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе, создание в детском саду микроклимата, способствующего повышению партнерских отношений, диалогичности, взаимопомощи. Основная форма работы дистанционного родительского клуба - компьютерные презентации тематического характера и интернет - общение.
Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в детском саду, каких успехов достиг педагогический коллектив.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога.
Список литературы:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
2. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
5. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. Издательство «Учитель» 2014г.
6. Хаснутдинова, С. Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.