Лавринчук Мария Юрьевна
Адвент-календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности дошкольников заключается в следующем:
Публикация «Адвент-календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календари ожидания своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие;
Во-вторых, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей: игровую, экспериментальную, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную и трудовую деятельность;
В-третьих, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий – здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).
В-четвертых, это новая технология, открывающая новые возможности;
В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Развивает не только познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности детей дошкольного возраста позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации. Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.
Предложенная система мероприятий способствует успешному развитию познавательной активности детей; повышению качества образования в ДОУ; созданию методического материала по данной проблеме; созданию предметно-развивающей среды; созданию условий для развития творческого потенциала, самостоятельности, коммуникативности в процессе сотрудничества.
Технология опыта.
Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, практического и заключительного.
Подготовительный этап заключается в следующем:
• Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;
• Создание предметно-развивающей среды для применения инновационной технологии адвент-календаря;
• Изготовление адвент – календаря;
• Выявление уровня развития познавательной активности дошкольников;
• Знакомство детей с адвент-календарем, правилами его использования;
• Разработка перспективного плана для реализации проекта;
• Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-календаря.
Практический этап. Работа с детьми, родителями, педагогами
При работе с детьми по использованию инновационной игровой технологии развитию познавательной активности дошкольников, использовала следующие формы и методы работы: постановка проблемы; сюрпризные моменты; ОД; игры, праздники и развлечения; самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Для родителей разработаны и проведены консультации: «Что такое адвент-календарь?», «Как сделать адвент-календарь в домашних условиях», индивидуальные консультации.
Для педагогов разработаны и проведены мероприятия: консультация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
Адвент-календарь (или календарь ожидания) был впервые напечатан в Германии в 1908 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии католического Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось до сочельника.
В последнее время технология адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.
Как и где можно использовать адвент-календарь?
1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.
Наш первый адвент – календарь, который мы выполнили с детьми был книжный. Он был сделан в виде гирлянды из флажков. Флажки были пронумерованы слева направо. В флажках нашего книжного адвент – календаря были задания, которые дети с удовольствием выполняли и ждали следующего дня, чтобы открыть новый конверт. (Загадки о сказочных героях, выучить стихотворение – поздравление к празднику, изготовить открытку – поздравление к празднику).
2. Как этап реализации проектной деятельности. Проект может быть разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
Наш второй адвент – календарь был посвящен ожиданию Нового года. Он выполнен в виде елки,с пустыми новогодними игрушками. Каждое утро Снеговик приносил нам конверт с заданиями на день. В первом конверте у нас был пазл, который мы собрали и узнали, что следующий год у нас будет год Дракона. А после выполнения задания мы прикрепляли новогодний шарик на елку. Все остальные задания были посвящены новогодней тематике. Смешивали цвета- замораживали воду,из нее потом строили оградку на улице;рисовали снеговика,зиму;отгадывали зимние загадки;придумывали заклички;рассматривали зимние картины;участвовали в зимних соревнованиях и т. д.
3. В организации организованной образовательной деятельности. Адвент-календарь послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы - мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
4. В организации работы по теме самообразования. Адвент-календарь позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Еще один вариант адвент-календаря в виде палитры я использую в свободной деятельности. Дети могут сами выбрать карман, который хотят открыть. В нем будет записка с темой творчества и материалом исполнения. Но есть одно условие: дети могут открыть любой карман, кроме красного. Красный карман – итоговое седьмое занятие-мероприятие. Также при подведении итога нашей продуктивной деятельности, мы прикрепляем на карман цифру нашего занятия.
Результаты мониторинга развития познавательной активности дошкольников за год значительно повысились.
Результативность опыта.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленное, систематическое применение инновационной игровой технологии «Адвент-календарь» значительно повышает результативность работы по развитию познавательной активности дошкольников:
1. Создана система работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
2. Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
3. Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
4. Повысился мой профессиональный уровень.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудности были на первоначальном этапе внедрения данного опыта. Многие родители впервые столкнулись с понятием «Адвент-календарь», не понимали, как эта инновационная технология сможет помочь развитию познавательной активности детей. Но со временем, вникнув в данную тему сами стали проявлять инициативу и участвовать в изготовлении и реализации адвент-календаря, а также использовать данную технологию в домашних условиях.