Ольга Мерзикина
Адресный подход в Реализации образовательной области «Физическое развитие»
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование Российской Федерации базируется на постулатах, которые заложены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», которые кроме прочих доминант акцентируют внимание на формировании возрастосообразной социокультурной среды в каждом образовательном учреждении и организации.
Согласно современным научным теориям дошкольного образования, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве воспитывающей среды, но и продуцирующие, создающие такую возрастосообразную среду. Это условие позволит реализовывать принципы, заложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить духовно-нравственные ценности и творчески преобразовывать классическое наследие российской дошкольной педагогики (Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Н. И. Киященко, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, О. С. Ушакова, Г. М. Цыпин и др.).
Публикация «Адресный подход в Реализации образовательной области „Физическое развитие“» размещена в разделах
Федеральный образовательный стандарт нацелен на сохранение и поддержку здоровья и физического развития каждого ребенка для чего в Стандарте выведена образовательная область «Физическое развитие», кроме того, разработчики предлагают реализовывать новый принцип – адресный подход к каждому ребенку (Асмолов А. Г.).
Вместе с тем, практическое освоение Стандарта показало большое количество методических проблем в практике работы современного детского сада, поскольку он еще имеет недостаточную оснащенность как базовых программ, так и парциальных. При разработке Основных образовательных программ практики сталкиваются со множеством конкретных проблем научно-методического характера: как выбрать наиболее необходимую для конкретного микрорайона города базовую программу, какие парциальные программы будут наиболее эффективными в практике конкретного детского сада, каким образом социокультурная среда будет соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования, в нашем случае – организации системы физического воспитания. (Бальсевич В. К.)
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении и семье, организацию для этой цели предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Объектом исследования стала реализация образовательной области «Физическое развитие» по программе «От рождения до школы».
Предмет исследования – адресный подход в реализации программы по физическому развитию.
Целью работы является практическая необходимость раскрыть особенности реализации адресного подхода в освоении образовательной области «Физическое развитие».
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Показать теоретические основы адресного подхода в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
2. Дать описание физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
3. Организовать педагогическое наблюдение адресного подхода в реализации образовательной области «Физическое развитие»
4. Представить методические рекомендации по реализации адресного подхода в физическом развитии детей.
Гипотеза исследования: если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, дошкольной педагогики и психологии о ребенке как о человеке, социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации личностно-ориентированной парадигмы, синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного образовательного учреждения, поэтому базовыми стали работы А. Д. Алферова, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, В. Т. Фоменко и др. ; исследования в которых культура рассматривается как философская категория, обусловливающая изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности, - исследования Ю. Б. Борева, Э. Н. Гусинского, Л. П. Печко, Н. Г. Пешковой, В. Н. Столович,
P.M. Чумичевой и др. ; личностно ориентированные концепции образования и осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. А. Козловой, В. Т. Кудрявцева, C.В. Петериной, Е. Н. Сорочинской, P.M. Чумичевой и др.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; нормативно-правовой базы дошкольного образования, педагогические исследование, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования.
Практической базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 «Калинка», г. Старый Оскол, контингент детей дошкольного возраста – 25 человек, воспитатель Мерзикина Ольга Сергеевна.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его практическая значимость.
Первая глава «Адресный подход к физическому развитию ребенка и федеральный стандарт» раскрывает аспекты Федерального стандарта и социокультурной среды детского сада; особенности физиологического развития детей дошкольного возраста; организации адресного подхода в реализации программы по физическому воспитанию.
Во второй главе «Педагогическое наблюдение реализации адресного подхода в физическом развитии детей в детском саду № 20 «Калинка» описано выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «Калинка», реализация адресного подхода по физическому воспитанию и диагностика результативности; представлены методические рекомендации для начинающего воспитателя по организации адресного подхода в физическом воспитании детей.
В заключении обобщены результаты теоретического исследования, изложены основные выводы по результатам педагогического наблюдения, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы содержит 37 источников.