Валентина Радушкевич
Адаптационные технологии. Аналитическая справка
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный. Он связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии, могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Публикация «Адаптационные технологии, Аналитическая справка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В связи с этим, важным вопросом, необходимо осуществлять целенаправленную организацию процесса привыкания детей к новым условиям в группе, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, сохранению, укреплению их физического и психического здоровья.
Таким образом, данные технологии имеют следующие цели и задачи:
Цель: Создание и организация благоприятных условий воспитательно-образовательного процесса для адаптации детей младшего возраста.
Задачи:
1. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей через повышение информационной компетентности.
2. Создать комфортные условия при организации адаптации детей к ДОУ.
3. Разработать план мероприятий в период адаптации к ДОУ детей третьего года жизни.
4. Разработать эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
Задачи воспитания на адаптационный период :
1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для успешной адаптации детей младшего возраста.
В течение работы на адаптационной группе, я работала над созданием целостного набора средств, приемов и методов. Совокупность их способствует эффективной работе в повышении адаптационных возможностей детей и содействует снятию стрессового состояния.
Для решения этих вопросов, я разработала:
- перспективное планирование мероприятий по гибкому режиму в период адаптации к ДОУ для детей третьего года жизни;
-план работы с родителями в первой младшей группе, в котором представлены формы работы.
Поступление детей младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания от родителей и от всего персонала ДОУ.
Работа по обеспечению благоприятного адаптационного периода осуществляется в три этапа:
1 этап – до поступления детей в группы с момента записи ребенка родителями.
На данном этапе родители заполняют анкеты, в котором они дают характеристику состояния детей в семье.
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
В ходе первой беседы родителям поступающего в сад ребенка выдается буклет, разработанный воспитателями. В буклете даются основные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, профилактике дезадаптации.
2 этап – период длительностью до восьми или десяти недель с поступления детей в группу.
На данном этапе ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода.
Совместно с медицинскими работниками изучаю медицинские карты. Анализирую причины возможных нарушений адаптации, составляю рекомендации родителям.
3 этап – подведение итогов адаптационного периода.
Проводится оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания. По итогам заключения и по наблюдениям определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Систематическое наблюдение за поведением детей дает возможность для осуществления диагностики нервно – психического развития детей во время адаптационного процесса;
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми адаптационного возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
В течение адаптационного периода провожу занятия, психологические и словесные игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Подбираю игры, игровые упражнения и ситуации, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности.
Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа с детьми начинается с утреннего приема детей. Это речевые настройки, психологические игры, повышающие эмоциональный настрой детей. Хороводы, пальчиковая гимнастика, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.
В группе привлекают внимание детей игры-забавы с заводными игрушками с народными (движущимися фигурками медведей; курочками, клюющими зерно и т. д., игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками. Показ сопровождается чтением стихов, веселыми шутками, прибаутками, считалочками, загадками. Проведение этих игр детям доставляет радость, эмоциональный подъем, что в свою очередь повышает интерес к игре. Дети проявляют интерес к импровизации, к имитации, придумыванию движений.
А также в процессе адаптации ребенка использую другие формы и методы работы:
- элементы телесной терапии, сказкотерапия, куклотерапия;
- музыкальные и физкультурные занятия, подвижные игры;
- исполнение колыбельных песен перед сном;
- релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению);
- вода и песок также являются элементами релаксационных игр.
Для успешной адаптации организовано удовлетворение основных потребностей ребенка:
- органических (в отдыхе, в пище);
- социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении).
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
В интерьере группы преобладают светлые спокойные тона стен. В свободном доступе детей и в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка, где имеются: мягкое кресло, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума, телевизор, музыкальный центр.
В приемной на информационном стенде размещаю для родителей информацию о возрастных особенностях детей, характеристику адаптационного периода, рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации, веду индивидуальные беседы.
О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах с взрослым и сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- хороший аппетит;
- быстрое засыпание и просыпание в бодром настроении;
- ребенок играет один или со сверстниками.
Анализ степени адаптации за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Дети младшего возраста привыкают к детскому саду быстро и безболезненно, что позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.