Лариса Примерова
Адаптация младших школьников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом плане в жизни детей.
Адаптация ребенка в новой сфере его жизни играет значительную роль. В этот период он знакомится со всем новым: вид деятельности учебная, социальная роль ученик, окружение учителя и одноклассники, режим дня уроки, домашнее задание, продолжительность. Ребенок должен быть физиологически и психологически готовым учиться.
Публикация «Адаптация младших школьников средствами музыки» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Период адаптации продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев. То, как проходит адаптация можно проанализировать через поведение учащегося или его самочувствие. Уже с первых дней нахождения в школе, учитель для школьника будет авторитетом. Поэтому немаловажную роль играет в адаптации учащихся именно учитель.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ступень начального общего образования определяется как фундамент всего последующего образования.
В п. 16. Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики».
Согласно М. М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Тщательно изучали адаптированность в социальной и педагогической психологии российские ученые В. С. Аршавский, В. В. Ротенберг, В. И. Медведев, Г. М. Зараковский, Л. А. Китаев-Смык, Ф. Б. Березин, В. Н. Крутько, Е. Ю. Коржова и др. В развитии детей, формировании их музыкальной культуры определили значимость музыкального воспитания в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Г. М. Цыпин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. В. Горюнова, В. Г. Ражников, Л. В. Школяр, В. Н. Шацкая, М. Г. Рыцарева, Г. П. Сергеева, Т. В. Челышева и др.
Изучение методической литературы в области музыкального воспитания и образования показало, что проблема социальной адаптации, формирования ценностных ориентиров, духовного мира школьника средствами музыкального искусства остается не вполне решенной проблемой на сегодняшний день, а воздействие данной темы на социализацию ребенка освещено недостаточно хорошо.
Один из наиболее эффективных, действенных и современных методов обучения является тренинг. Тренинг - совершенствование навыков, получение новых знаний и изменение сознания, так как, изменяя его, можно преодолевать различные психологические барьеры и препятствия. Самыми важными отличительными особенностями психологического тренинга являются практическая направленность, легкость усвоения материала, активность участников.
На занятиях с детьми с показателями «школьная дезадаптация» имеют место быть использование различных видов психокоррекционной работы. Такими видами могут служить игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приемы когнитивно-поведенческой психотерапии.
Музыка оказывает огромное влияние на человека, воздействуя на душу на подсознательном уровне и общее физиологическое состояние вибрационным потоком и семантикой музыкального синтаксиса, поэтому большое значение как с точки зрения помощи адаптации, так и с образовательной позиции имеют музыкальные занятия в младших классах.
При помощи музыкотерапии можно также увеличить активность ребенка, его эмоциональное состояние. У детей с проблемами в межличностного общения лучше всего использовать активирующую ритмичную музыку, которая будет сопровождать коллективное выполнение упражнений с мячом, кеглями и др.
Музыкальное образование детей - это своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Перегрузка детей в современной общеобразовательной школе стала злободневной проблемой российской педагогики. Не дать развития чрезмерной нагрузки и вместе с тем привнести удельный вес эстетического развития в младших классах способны музыкальные занятия, музыкально-игровые тренинги.
При выборе методик и форм работы следует учитывать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. Для них характерна эмоциональная восприимчивость, связь с действиями, пением, движением, тяготение к подражанию, большая творческая одаренность, склонность к фантазированию, неустойчивое внимание, неспособность к абстрактному мышлению. Увлекательные, доступные, занимательные, интересные и развивающие качества музыкальных занятий становятся основополагающими. Именно они способствуют развитию интереса к занятиям и, конечно, к музыке как феномену искусства, эффективному развитию музыкальности во всем ее многообразии.
Подбирая музыкальный репертуар, педагогу-психологу необходимо обращать внимание на диапазон настроений в примерах. В случае, когда необходимо повысить двигательную активность и общий тонус группы музыкального тренинга, следует избирать веселые и зажигательные ритмы, и наоборот.
Психологи выделяют два варианта музыкотерапии :
1) рецептивная музыкотерапия, предполагающая восприятие музыки с коррекционной целью;
2) активная музыкотерапия - коррекционно направленная активная музыкальная деятельность.
Оба варианта музыкальной психокоррекции подойдут для работы с детьми. Для того чтобы сплотить группу и достигнуть высокой эффективности группового взаимодействия, применяют активную музыкотерапию. Она может выражаться в хоровом пении, коллективном исполнении музыкальных произведений на музыкальных инструментах, а также во всех аналогичных видах музыкальной деятельности, охватывающей массы.
Музыка в качестве терапевтического средства обладает огромным психологическим воздействием. Музыкотерапия обеспечивает комфортное состояние учащихся в процессе занятий, где все строится по принципу удовольствия. Живая музыка, музыкальные инструменты, которые воспринимаются визуально и тактильно, обладают гораздо большим воздействием, чем прослушивание музыкальных записей в домашних условиях.
Музыкальная игра для любого ребенка - огромная радость и, к сожалению, зачастую "диковинка" в условиях современной жизни. Как уже не раз отмечалось, игра способствует развитию коммуникативных навыков. Э. Эриксон рассматривал игру как важнейшее средство изучения бессознательного. По его мнению, «в игре ослабляется цензура «сознания» и активизируется фантазия. Он был убежден в том, что пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него внутрипсихические конфликты так или иначе проявляются в игре».
Многие психологи отмечают, что игра сама по себе наделена богатыми диагностическими возможностями. А в тандеме с музыкой эти терапевтические качества игры приумножены.
Музыка легко находит дорогу к сердцу ребенка, поэтому музыкальные игры в психокоррекционном и развивающем контексте так часто применимы и востребованы музыкальными психологами и педагогами.