Марина Прищепова
Нарушение письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга.
Письменная речь - одна из видов речи, имеет более позднее и сложное развитие и образование, чем устная; формируется письменная речь на базе устной, а также представляет более высокий этап речевого развития.
Устной речью человек овладевает самостоятельно, неосознанно, во многом по подражанию.
Письменная речь усваивается сознательно в процессе специального обучения.
Публикация «Нарушение письменной речи у младших школьников» размещена в разделах
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из ЦЕЛИ начального обучения превращается в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися.
Чтение - это специфическая форма общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. (Новейший философский словарь)
В логопедии «чтение» определяется как сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе чтения лежит сложный механизм взаимодействия анализаторов.
Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени, передавать её на расстоянии. (словарь Ожегова)
В логопедии «письмо» определяется как сложная форма речевой деятельности в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
Письмо – это многоуровневый процесс в котором анализаторы включаются постепенно и взаимодействуют между собой.
Для успешного овладения чтением, письмом у ребёнка уже в дошкольном
возрасте должны быть сформированы следующие необходимые для
этого предпосылки:
1. Различение на слух всех звуков речи.
2. Правильное произношение всех речевых звуков.
3. Владение простейшими видами анализа (выделение звука на фоне
слова, определение места звука в слове, выделение ударного
гласного из начала и конца слова, определение последовательности
звуков, количества звуков).
4. Достаточный уровень сформированности зрительного восприятия,
зрительно-пространственных представлений (сверху – снизу, справа – слева, узкий – широкий и т. д., и т. п.).
5. Сформированность в соответствии с возрастом грамматических систем, правильное согласование слов в устной речи, правильное употребление предлогов, владение навыками словоизменения и словообразования и т. д.
6. Для овладения письмом – хорошее развитие мелкой и общей моторики.
Расстройства письменной речи.
- дисграфия (от греч. «дис» - расстройство, «графо» - пишу)
это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью
высших психических функций, участвующих в процессе письма.
- дислексия (от греч. «дис» - расстройство, лат. «лего» - читаю)
это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформирован-ностью высших психических функций.
Виды дисграфии
- на почве несформированности языкового анализа и синтеза (анализа и синтеза языкового потока)
- артикуляторно-акустическая оптическая аграмматическая
Ошибки на письме
Акустические (возникают из-за трудностей дифференциации звуков речи и
проявляются в частых заменах на письмсоответствующих букв)
лес – лис юла – ёла
болото – полото коньки – конки
чайка – тяйка пень - пен
сумка – сомка
2. Артикуляторно - акустические (связаны со звуковыми заменами в устно речи, которые отражаются на письме)
шарф – сарф
ракета – лакета
ёжик - ёзик
3. На почве несформированности языкового анализа и синтеза (анализа и
синтеза речевого потока (связаны с затруднениями в сплошном потоке устной речи выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и буквы)
школа – «кола» собака – «сбака»
дома – «дма» комната – «кота»
в доме – «вдоме» на окне – «накне» идёт дождь – «идёдошь»
Ёжик спит зимой в норе – ежикспи зимой вноре
4. Аграмматические (связаны с несформированностью у ребёнка грамматических систем словоизменения и словообразования, что
прежде всего находит отражение в его устной речи проявляясь в неправильном согласовании слов) .
На определённом этапе обучения чтению ребёнок начинает пользоваться смысловой догадкой и уже не дочитывает слово до конца. И если уже привык говорить: «много зеркалов» или «стадо оленёв», то именно так аграмматично эти слова и прочитываются.
4. Семантические (возникают из-за недостаточной сформированности способности к слоговому синтезу, что проявляется в неспособности объединить слоги в единое целое и узнать прочитанное слово, т. е. в непонимании прочитанного.
Также причина этого может заключаться в бедности словарного запаса и в непонимании грамматических связей между словами).
Специфические ошибки следует ограничивать от так называемых эволюционной или ложной дисграфии и дислексии.
Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма и техническими и мыслительными операциями чтения.
Признаки незрелого навыка письма в течение первого года обучения:
- отсутствие обозначения граница предложения;
- слитное написание слов;
- забывание букв, особенно прописных (определённую роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке);
- нехарактерные смешения букв;
- зеркальное изображение букв.
Признаки незрелого навыка чтения в течение первого года обучения:
- низкая скорость чтения;
- забывание букв, неправильное называние их (здесь также играет роль частотность использования букв в языке);
- зеркальное чтение;
- неправильное употребление окончаний слов (неправильное
- согласование слов, неправильное чтение целых слов при попытках чтения по смысловой догадке).
Если данные ошибки чтения и письма единичны, нестойки, то нельзя говорить об истинной дисграфии или дислексии.
При стойких специфических ошибках чтения и письма к концу первого года школьного обучения необходимо обязательно обратиться к логопеду, т. к. самостоятельно без специальной коррекционной работы преодолеть их будет очень трудно, а иногда невозможно.
Бесконечные списывания, диктовки, чтение текстов оказывают-ся бессмысленными без специальных логопедических упражнений, а иногда вызывают у ребёнка негативное отношение к урокам письма (русского языка) и чтения, т. к. ребёнок привыкает считать себя безграмотным, перестаёт верить в себя и в собственные силы.