Смелова Наталья
Адаптация детей в первой младшей группе к условиям в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.
Адаптация - это всегда процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, а новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. Если родители понимают, что происходит с ребенком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.
Публикация «Адаптация детей в первой младшей группе к условиям в ДОУ» размещена в разделах
В норме, период адаптации длится от двух до 4х недель. Но все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Для наиболее мягкой адаптации ребенка к яслям я как педагог-психолог представлю вам некоторые рекомендации:
Ежедневно приучайте ребенка к мысли, что детский сад – это его «работа», где он может играть с детишками, читать сказки и весело проводить время. Рассказывать стоит не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребенок испачкался или его обидели. Это поможет преодолеть страх незнакомого.
• Когда приходите за ребенком, обязательно узнайте, как вел себя малыш. Похвалите его, если он не плакал и вел хорошо.
(Это Рефлексия и установка на похвалу) ребенок будет стараться не плакать, контролировать свои эмоции.
• Приучайте ребенка к самостоятельности: пусть сам кушает, убирает игрушки, правильно держит ложку, ходит в туалет, одевается/раздевается, переобувается…
• не оставляйте ребенка в саду на целый день, как можно раньше забирайте его домой, не последнего…чтоб не формировать страх, что его не заберут.
Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному воспитателями. Существует термин «Мягкая адаптация». Это когда ребенок сначала ходит на пару часов, потом до обеда и если хорошо проходит адаптация то можно оставлять на тихий час и на полный день.
• Придерживайтесь дома такого же режима, как и в детском саду (в выходные дни тоже)
• Не реагируйте бурно на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, громкий плач. Плач - помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Ребенок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он еще не умеет сказать другим способом «не хочу расставаться с тобой» или «Я волнуюсь, я еще не привык» Эти слезы не страшны: ребенок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации. Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребенок успокаивается и отвлекается.
• Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвет его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?»
У вас должен быть свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно (обнимания, говорит что любит…и тд)
• Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
• Будьте спокойны и уверены с ребенком – ваше настроение передается малышу! Он смотрит на вас и считывает отношение к миру ваших мыслей, слов и поведения.
Итак, с мягкой адаптацией все понятно…
Признаки дезадаптации у детей :
• неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей) или наоборот - апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе…не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;
• длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней, или частая смена одного заболевания другим;
Такая дезадаптация может наступить, если:
• ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада;
• ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений)
• ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный);
• с ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль - учить играть вначале игрушками, а затем уже с детьми. Развитие идет только через игру.
___
• если у вас образуется повышенная тревога по поводу посещения детского сада, если не дай бог наблюдаются симптомы дезадаптации, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.
Желаю вам всем успехов и удачи!