Михайлова Лиля
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребёнок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней,настроение неустойчиво в течении месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение,не пользуется навыками речи приобретёнными ранее. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула,бледность, потливость «пылающие щёчки». Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания,которое, как правило протекает в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу вызывает состояние тяжёлой адаптации. Ребёнок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою функцию. Это не благоприятно сказывается на физическом и психическом развитие малыша. Другой вариант течения тяжёлой адаптации: неадекватное поведение ребёнка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Ребёнок плохо засыпает, сон чуткий, короткий, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним. Постоянно плачущий или безучастный,ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Такая адаптация является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: потеря в весе,беззащитность перед инфекциями. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течении нескольких месяцев.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал посещать детский сад что бы адаптация прошла успешно.
1. Настраивайте ребёнка как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
2 .Объясняйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.
3 .Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
4 .Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.
5. Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребёнок будет фиксировать и копировать ваше поведение.
6. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
7. Постарайтесь мудро реагировать на выходки ребёнка и не наказывайте его за детские капризы, и ни в коем случае, не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание.
8. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть, проситься в туалет.
9. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
10. На время прекратите походы в многолюдные шумные места, сократите просмотр теле передач, лучше играйте вместе дома.
11. В первое время целесообразно придумать приятный для ребёнка ритуал расставания: покачать на ручках,посчитать до десяти, поцеловать и. т. д., можно принести любимую игрушку в группу.
12. Сотрудничайте с воспитателями.
Игры с детьми в группе, в период адаптации .
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:
взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.