Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе. Сценарий постановки «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий постановки «Курочка-ряба»*
Ход постановки Действие героев
(ремарка) Диалог
реплики
синопсис деревенская изба, в избе стоит деревянный стол, за столом сидят дед и баба, рядом с ними на столе – курочка,
курочка снесла яичко, дед и баба разбить яйцо не могут
пробегает мышь и разбивает яйцо
завязка курочка сходит с гнезда, дед и баба заглядывают в гнездо и видят там яйцо Дед: (радостно)
Публикация «Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе, Сценарий постановки „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- «Курочка Ряба». Театрализация, спектакли, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
- Смотри Баба, курочка снесла нам яичко!
Баба: (улыбаясь)
- Не простое яичко, а золотое!
кульминация дед и баба пытаются разбить яйцо Дед (зло) :
- Я бил, бил, не разбил.
Баба (жалостливо) :
-Я била, била, не разбила.
развязка по столу пробегает мышка Дед (удивленно) :
- Мышка бежала!
Баба (удивленно) :
- Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!
Курочка (успокаивающе) :
- Не плачь, дед. Не плачь баба. Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое.
Далее пишутся ремарки и реплики героев.
Ремарка – описание действия героя. Сценарная ремарка отвечает на вопросы: где?; когда?; кто?; Театральная ремарка очень краткая, дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации.
Сценарий пишется следующим образом: расписываются участвующие в сцене персонажи, интерьер, место и время действия. Имена персонажей даются отдельной строкой. Реплики (слова) героев пишутся ниже.
Алгоритм написания сценария
Для того чтобы написать сценарий, надо:
1. Определить и написать в сценарии основные действия (синопсис).
2. Определить ключевые моменты действия (завязка, кульминация, развязка).
3. Определить время и место действия завязки.
4. Определить кто, когда и что совершает в первом действии (завязке).
5. Написать имена действующих лиц.
6. Написать ремарку для каждого действующего лица.
7. Написать реплику каждого действующего лица.
8. Определить время и место действия кульминации.
9. Определить кто, когда и что совершает во втором действии (кульминации).
10. Написать имена действующих лиц.
11. Написать ремарку для каждого действующего лица.
12. Написать реплику каждого действующего лица.
13. Определить время и место действия развязки.
14. Определить кто, когда и что совершает в третьем действии (развязке).
15. Написать имена действующих лиц.
16. Написать ремарку для каждого действующего лица.
17. Написать реплику каждого действующего лица.
Например:
Отрывок из сценария «Морозко»
Синопсис: Действие происходит около деревенского дома. Мимо дома проходит народ. Старуха и Марфуша сидят на лавке и грызут семечки.
Действующие лица:1. Автор, 2. Старик, 3. Старуха, 4. Настенька, 5. Марфуша, 6. Собачка, 7. Снежинки, 8. Народ, 9. Морозко.
Действие 1. Завязка
Действующее лицо: Автор
Ремарка: (сидя на краю сцены)
Реплика героя:
— Жили-были старик да старуха. У старика была своя дочка, у старухи своя. Свою дочку старуха нежила, голубила, а старикову дочку невзлюбила, всю работу на неё взвалила, за всё её ругала-бранила.
Девушка, ни от какой работы не отказывается, что велят сделать — всё сделает, лучше и не надо. Люди на неё смотрят — нахвалиться не могут. А о старухиной дочке только и говорят:
Действующее лицо: Народ
Ремарка: с возмущением
Реплика героя:
— Вон она, ленивица! Вон она, бездельница!
Действующее лицо: Автор
Ремарка: уходя со сцены
Реплика героя:
— Старуха оттого ещё злее становилась, только и думала — как бы совсем извести, погубить падчерицу.
Вот как-то раз … поехал старик в город на базар. Стала старуха со своей дочкой сговариваться.
Действующее лицо: Старуха
Ремарка: (зло)
Реплика героя:
— Тут-то мы её, ненавистную, и сживём со свету! Эй! Настька, ступай в лес, набери хворосту!
Действующее лицо: Настенька
Ремарка: (тихо, оправдываясь)
Реплика героя:
— Да у нас и без того хворосту много.
Ремарка для старухи и Марфуши: Закричала старуха, затопала ногами, накинулась вместе со своей дочкой на девушку и вытолкала её вон из избы.
Действующее лицо: Марфуша
Ремарка: (возмущенно)
Реплика героя:
— Перечить вздумала! Ступай, говорят тебе, и без хвороста не возвращайся.
Задание 4 (З)
Назовите значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка», «реплика», «действующее лицо».
Расскажите алгоритм написания сценария.
Задание 5 (П)
Можно ли написать сценарий не описывая кульминацию событий? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли в сценарии развязку написать без ремарки? Обоснуйте свое мнение.
Верно ли, что автор сценария не имеет собственного отношения к герою? Обоснуйте свое мнение.
Задание 6 (У) Учебник ч. 2, с. 66
Напишите сценарий сказки «Упрямый козленок».
Задание 7 (У) с взаимооценкой
Инсценируйте сказку С. Михалкова «Упрямый козленок» используя созданный сценарий и памятку.
* Учитель может использовать предложенную таблицу для написания сценария.
** Памятка дана во 2 классе ТК №4 с. 7 Диагностические задания
1. Определите завязку, кульминацию и развязку в произведении С. Михалкова «Упрямый козленок».
2. Определите героя сказки «Упрямый козленок», которому принадлежат слова:
- Спаси меня, Хрюшка! Сними меня с островка! Забери меня с собой! … Козленок
- Ладно! Наберись терпения и жди. Мы тебе поможем! … утка Кряква
- Мы его сцапаем! Сцапаем! Вкусный Козленок! … Волки
- Я тоже хочу вкусного пирога! Где мое место? …. Хрюшка
Личностные умения:
- проявлять интерес к созданию сценария;
- проявлять желание инсценировать сказку С. Михалкова «Упрямый козленок».
Познавательные умения:
- раскрывать значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка» «действующее лицо», «реплика» и использовать его в активном словаре;
- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;
- определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение;
- определять основную мысль произведения и обосновывать свое мнение.
- определять особенности героя и обосновывать свое мнение;
- определять основные условия инсценировки произведения и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя план;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- приходить к общему решению в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- работать с текстом произведения;
- составлять фразу-конструкт;
- писать сценарий сказки.
- инсценировать сказку, используя алгоритм и памятку;
Блок Д. Диагностика качества освоения темы
Цель - установить степень освоения данной темы, а именно:
Определять:
- автора по фрагменту текста;
- основные качества героев;
- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».
1. Определите автора по фрагменту текста и напишите его фамилию.
Автор произведения Отрывок произведения
Волк, привыкший носить своих волчат, может, если нужно, взять в зубы яйцо, не раздавив его
Закон Джунглей, веления которого всегда на чем-нибудь основаны, позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детенышей убивать.
Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден.
Пеликаны опять разинули свои клювы, нагрузились овощами и поднялись в воздух вслед за Воробьем.
Шел дальше славный солдат, шел и бил в свой барабан каждый раз, когда нужно было положить конец какому-нибудь безобразию, восстановить справедливость или наказать злодея.
2. Опишите образ каждого героя Р. Киплинга «Братья Маугли».
Отец Волк - ….(смелый, гордый, сильный)
Мать Волчица - ….(отважная, заботливая, добрая, любящая)
Шакал Табаки - … (подлый, трусливый, лизоблюд)
Тигр Шер-Хан - …. (злобный, подлый, глупый)
3. Из предложенных слов выберите те, которые и имеют отношение к понятию «сценарий» и подчеркните их.
Действующее лицо, завязка, кульминация, образ героя, развязка, ремарка, реплика, сравнение, синопсис, эпитет. Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
• Определять:
- автора по фрагменту текста;
- образ литературного героя;
- слова, имеющие отношение к понятию «сценарий».
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели:
• Стимулировать желание писать сценарий постановки сказки.
• Научить:
- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- писать сценарий сказки «Репка»;
- выполнять учебное действие в соответствии с целью;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности;
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
• самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
В сценарий сказки «Репка» допишите ремарку, используя слова для справок.
Слова для справок: подходит, вытащить, зовет, тянут, вытянули, посеял, пригласил, попросил, уговорил, выкопал, велел, подбежал, появляется.
Сценарий постановки «Репка»*
Ход постановки Действие героев
(ремарка) Диалог
реплики
синопсис огород, на грядке большая репка, дед… к репке, пытается …. ее, ….бабку, они вместе тянут за репку, …. репку у них не получается, приходит внучка, все вместе …за репку, зовут Жучку и кошку, репку …не могут, приходит мышка, все вместе …репку.
завязка дед …. к репке и пытается ее …
репку … не удается. Дед: (радостно)
- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.
Дед: (огорченно)
- Тянет, потянет! Вытянуть не может!
Позову я Бабку!
кульминация к деду по очереди ….бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются …репку Баба (весело) :
- Бабка за дедку!
Дед (весело) :
- Дедка за репку!
Баба (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Дед (с надеждой) :
- Позвала бабка внучку.
Внучка (весело) :
- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!
Дед (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку и кошку!
Кошка (удивленно) :
- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской) :
- Жучка за внучку
Внучка (радостно) :
- Внучка за бабку!
Бабка (устало) :
- Бабка за дедку!
Дед (устало) :
- Дедка за репку!
Все (удивленно) :
- Тянут, потянут, вытянуть не могут!
развязка …. мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и …ее. Дед (с нетерпением) :
- Позвала кошка мышку!
Мышка (с опаской) :
- Мышка за кошку!
Кошка (удивленно) :
- Кошка за Жучку! Жучка (удивленно) :
- Жучка за внучку
Внучка (радостно) :
Внучка за бабку!
Бабка (с надеждой) :
Бабка за дедку!
Дед (с надеждой) :
- Дедка за репку!
Все (радостно) :
Тянут потянут, вытянули репку!
Импровизационный вариант
В сценарий сказки «Репка» допишите ремарку, используя приобретенные знания и умения темы.
Ход постановки Действие героев
(ремарка) Диалог
реплики
синопсис огород, на грядке большая репка, дед… к репке, пытается …. ее, ….бабку, они вместе тянут за репку, …. репку у них не получается, приходит внучка, все вместе …за репку, зовут Жучку и кошку, репку …не могут, приходит мышка, все вместе …репку.
завязка дед …. к репке и пытается ее …
репку … не удается. Дед: (радостно)
- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.
Дед: (огорченно)
- Тянет, потянет! Вытянуть не может!
Позову я Бабку!
кульминация к деду по очереди ….бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются …репку Баба (весело) :
- Бабка за дедку!
Дед (весело) :
- Дедка за репку!
Баба (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Дед (с надеждой) :
- Позвала бабка внучку.
Внучка (весело) :
- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!
Дед (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку и кошку!
Кошка (удивленно) :
- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской) :
- Жучка за внучку
Внучка (радостно) :
- Внучка за бабку!
Бабка (устало) :
- Бабка за дедку!
Дед (устало) :
- Дедка за репку!
Все (удивленно) :
- Тянут, потянут, вытянуть не могут!
развязка …. мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и …ее. Дед (удивленно) :
- Мышка бежала!
Баба (удивленно) :
- Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!
Курочка (успокаивающе) :
- Не плачь, дед. Не плачь баба. Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое.
Эвристический вариант
Напишите сценарий сказки «Репка».
Сценарий сказки «Репка»*
Ход постановки Действие героев
(ремарка) Диалог
реплики
синопсис огород, на грядке большая репка, дед подходит к репке, пытается ее вытащить, зовет бабку, они вместе тянут за репку, вытащить репку у них не получается, приходит внучка, все вместе тянут за репку, зовут Жучку и кошку, репку вытянуть не могут, приходит мышка, все вместе вытянули репку.
завязка дед подходит к репке и пытается ее вытянуть,
репку вытянуть не удается. Дед: (радостно)
- Посадил дед репку, выросла репка большая, пребольшая.
Дед: (огорченно)
- Тянет, потянет! Вытянуть не может!
Позову я Бабку!
кульминация к деду по очереди подходят бабка, внучка, Жучка, кошка все пытаются вытянуть репку Баба (весело) :
- Бабка за дедку!
Дед (весело) :
- Дедка за репку!
Баба (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Дед (с надеждой) :
- Позвала бабка внучку.
Внучка (весело) :
- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут потянут!
Дед (огорченно) :
- Вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку и кошку!
Кошка (удивленно) :
- Кошка за Жучку! Жучка (с опаской) :
- Жучка за внучку
Внучка (радостно) :
- Внучка за бабку!
Бабка (устало) :
- Бабка за дедку!
Дед (устало) :
- Дедка за репку!
Все (удивленно) :
- Тянут, потянут, вытянуть не могут!
развязка появляется мышка, она встает за кошкой, все тянут за репку и вытягивают ее. Дед (с нетерпением) :
- Позвала кошка мышку!
Мышка (с опаской) :
- Мышка за кошку!
Кошка (удивленно) :
- Кошка за Жучку! Жучка (удивленно) :
- Жучка за внучку
Внучка (радостно) :
Внучка за бабку!
Бабка (с надеждой) :
Бабка за дедку!
Дед (с надеждой) :
- Дедка за репку!
Все (радостно) :
Тянут потянут, вытянули репку!
Личностные умения:
- проявлять интерес и желание писать сценарий сказки.
Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.
Регулятивные умения:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- писать сценарий сказки «Репка».
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
• Научить:
- соотносить результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности
Самоанализ
Закончите предложение:
1. Мне важно уметь писать сценарий сказки, потому что ….
2. Для того чтобы написать сценарий сказки, надо ….
Самооценка
Закончите предложение:
Я…. (очень, не очень) доволен (льна) результатом своей работы, которое сделал (а) (сам (а, с помощью товарищей, с помощью учителя).
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат
деятельности.
Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности
• Соотнести результат с поставленной целью.
• Оценить результат учебной деятельности. Цели темы:
Сформировать представление об инсценирование литературного произведения.
Ввести алгоритм написания сценария.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы
Личностные:
- проявлять творческое отношение к написанию сценария сказки.
Познавательные:
- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.
Регулятивные:
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога.
Предметные:
- писать сценарий сказки «Упрямый козленок», «Репка».
*Заполняется учителем после освоения темы.