Приложение МААМ

Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Светлана Аникина
Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию. [10; с. 27]

Публикация «Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Поэтому коммуникация — это эффективный педагогический инструмент в руках воспитателя.

Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и с детьми предполагает:

развитие умения вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми; понять ситуацию, в которую ставятся партнёры, намерения, мотивы общения);

соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать информацию о себе и других вещах и снабжать ею других);

согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседников (осуществление само- и взаимоконтроля деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий в определённой логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных действий);

доверять, помогать тем, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, дове-рять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, воспитателю, и поддерживать их;

применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, пение, шутки);

замечать эмоциональное состояние партнёра и адекватно реагировать на него;

проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание партнёрам. [4; с. 93]

Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения (Г. М. Андреева, как ситуативная адаптивность (Ю. Н. Емельянова, как владение языком (М. А. Хазанов) и др. [9; с. 58]

Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения:

владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ;

умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией);

умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения).

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента : коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности. [5; с. 35]. Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми). Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения. Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми. Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность. Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности (Л. В. Артемова, М. С. Каган, Е. О. Смирнова, С. Г. Якобсон и др., эффективным способом построения совместного делового партнерства и свободного общения. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения [3; с. 47]

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

создавать ситуации коммуникативной успешности стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развитияКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развития Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в группе раннего развития. Цель: расширять у детей представления о труде работников парикмахерской;.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Перспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группеПерспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группе СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ. 1. Сюжетная игра «Катя проснулась» 2. Параллельная игра «Лисичка проснулась» 3. Дидактическая игра «Накроем стол к чаю».

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 20:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД