Светлана Аникина
Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию. [10; с. 27]
Публикация «Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Поэтому коммуникация — это эффективный педагогический инструмент в руках воспитателя.
Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и с детьми предполагает:
развитие умения вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми; понять ситуацию, в которую ставятся партнёры, намерения, мотивы общения);
соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать информацию о себе и других вещах и снабжать ею других);
согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседников (осуществление само- и взаимоконтроля деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий в определённой логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных действий);
доверять, помогать тем, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, дове-рять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, воспитателю, и поддерживать их;
применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, пение, шутки);
замечать эмоциональное состояние партнёра и адекватно реагировать на него;
проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание партнёрам. [4; с. 93]
Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения (Г. М. Андреева, как ситуативная адаптивность (Ю. Н. Емельянова, как владение языком (М. А. Хазанов) и др. [9; с. 58]
Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения:
владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ;
умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией);
умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения).
В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента : коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности. [5; с. 35]. Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми). Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.
Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения. Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми. Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.
Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность. Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности (Л. В. Артемова, М. С. Каган, Е. О. Смирнова, С. Г. Якобсон и др., эффективным способом построения совместного делового партнерства и свободного общения. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения [3; с. 47]
Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:
создавать ситуации коммуникативной успешности стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;
устранять коммуникативные трудности;
ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.