МААМ-картинки

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Елизавета Антошкина
Представление собственного инновационного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность опыта.

Даже взрослые люди ежедневно познают что-то новое и постоянно исследуют и экспериментируют с продуктами питания, одеждой, косметикой и т. д. А наши малыши жить не могут без познавательного развития. Каждый день начинается у наших детей с экспериментов: на завтрак он получает новое блюдо, пробует его и выносит своё решение: нравится ему или нет. Дарят малышу новую игрушку – он сразу включается в исследовательскую деятельность: ощупывает его, пробует «на вкус», бросает на пол, желая услышать как игрушка падает, случилось ли что с ней. И таких примеров можно привести множество.

Публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта» размещена в разделах

Познавательное развитие – это необходимый процесс развития дошкольника, который помогает ему познать новое, необходимое, и, к сожалению, получить даже отрицательный опыт. Дошкольный возраст – это время «почемучек», возраст, когда любой предмет становится для них в игре заместителем, когда малышей всё абсолютно интересует и неиссякаемый поток вопросов. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Концептуальность опыта.

Проводя с детьми дошкольного возраста различные виды деятельности по познавательному развитию, я сделала такой вывод: когда дети сами чертят схемы, простейшие карты, узнают о времени (дни недели, месяцы, времена года и т. д., как неузнаваемо могут меняться свойства некоторых предметов, как интересен и необычен звёздный мир и т. д. вызывают у детей в этом возрасте особый интерес. Они знакомятся и запоминают адреса своих родных и близких, им интересно, где на карте расположены те или иные города, реки, горы и т. д.

Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с "секретом", ребёнок решает настоящие мыслительные задачи. Решение этих задач неотделимо связано с практическими действиями, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности. Основной задачей является то, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать ребёнка и побудить его к самостоятельному экспериментированию.

Вовлечение детей в исследовательскую работу, проведение простейших опытов и наблюдений – всё это стимулирует любознательность и активность дошкольников. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, учит его мыслить, творить, обобщать.

Наличие теоретической базы

Когда ребёнок сам экспериментирует, это даёт ему возможность самому всё попробовать, увидеть, что-то исправить или переделать. Так и развивается малыш – познавая мир и практикуясь. Роль взрослого заключается не только в том, чтобы показать ребёнку разные способы или руководить его действиями, помогать и подсказывать как лучше и интереснее что-то сделать, но и в том, чтобы заинтересовать его увлекательными и необычными опытами, экспериментами, пробуждать любознательность и познавательную активность. Поэтому, исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, которое наиболее полно подходит природе ребёнка, чтобы его обучить и воспитать. Вот поэтому я задалась идеей познавательного развития детей дошкольного возраста. Мною были изучены труды Н. Н. Поддьякова, И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Л. С. Выготского, И. П. песталоцци.

Ведущая педагогическая идея

Ребёнок, посещая детский сад, открывает для себя массу новых знаний и умений. Так малыш знакомится со свойствами пластилина и уясняет для себя, что это мягкий, податливый материал из которого легко можно сотворить какое-то изделие. Если работа его не удовлетворяет, то он может просто смять это изделие и вылепить новое, причём, можно так поступить много раз.

Малыш работает с гуашью и акварельными красками и для себя делает следующие выводы: гуашью сразу можно раскрашивать, его цвета яркие, он быстро сохнет и т. д. Акварельные краски надо разводить водой, цвета не такие яркие и он долго сохнет. Путём практических работ, исследований, экспериментов у малыша развивается память, любознательность, воображение, мышление, что ведёт к дальнейшей работе в познавательном развитии.

В результате систематической деятельности у детей формируются обобщение, эксперименты не проходит даром, а способствуют умственной работе и построению собственной познавательной деятельности. Всё это – одна из важнейших основ компетентности ребёнка, его готовности к обучению в школе.

Дети понимают, что цветы на клумбе растут благодаря стараниям человека: он их поливает, рыхлит землю, обрезает и т. д. Но, с другой стороны, если не будет тёплой солнечной погоды и дождей, для цветов может обойтись это не лучшим образом. Поэтому, главным педагогическим условием для поддержания и развития познавательных интересов ребёнка, я считаю, это – естественнонаучная осведомлённость воспитателя, развитие его собственного познавательного развития, сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми.

Оптимальность и эффективность средств

Из опыта своей работы я хочу выделить наиболее эффективные формы и методы интегрированной работы. При знакомстве со свойствами песка использовались наблюдение и экспериментирование. Актуальными задачами были: из чего состоит песок (изучение при помощи лупы, свойства сухого и мокрого песка (их сходство и различие, изображение песчаной «бури» в стакане. Большой интерес вызвал у детей разнообразные опыта по определению свойств воды, окрашивание воды. Во время действий с мыльными пузырями дети испытали огромный интерес, чувство радости и восторга. Во время работы над темой о воздухе, дети выполняли такие опыты, о которых даже не думали и представляли : вдували через трубочки воздух в шарики, обмахивались веерами, сделанные собственными руками, пускали бумажных корабликов, видели движение воздуха при помощи свечи.

Результативность опыта

Дети проявляют интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Мною постоянно ведется работа по формированию у детей элементарных представлений о том, как всё взаимосвязано между собой в окружающей нас природе, как живые организмы ладят со средой обитания. Идет знакомство детей с разными состояниями воды (снег, лед, пар); с причинно-следственными связями (снег тает в тепле, вода замерзает на холоде, песок намокает от дождя и высыхает при ярком солнце; загрязнение водоемом, леса приводит к гибели его обитателей и т. п.). Дети, экспериментируя и исследуя разные действия, сами приходят к выводу, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями (при кипении вода всегда превращается в пар, песок, которого полил дождь пригоден для лепки куличиков, а сухой – нет и т. д., которые необходимо учитывать, а, с другой стороны – во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков. У ребёнка, который сам постоянно что-то исследует и экспериментирует, просыпается инициатива, воображение и фантазия, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха

Было проведено много открытых занятий по экспериментально – исследовательской деятельности. Опытом своей работы делилась с коллегами на методобъединениях, августовских секциях воспитателей ДОУ, при проведении открытых занятий. Большинство работ были размещены на своей личной странице на сайте МААМ и на сайте нашего детского сада.

Используемые источники.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – Познавательное развитие в дошкольном детстве/ методическое пособие – М. :Мозаика-Синтез, 2012.

2. Венгер Л. А. – Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М. :Педагогика, 1986.

3. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.

4. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.

5. Запорожец А. В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А. В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М. : Педагогика, 1995г.

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : Аркти, 2004.

8. Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

9. Рыжова Н. А. – Наш дом – природа. – пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : Линка-Пресс, 1998.

10. СанкинаЛ. К. – Познание предметного мира. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Ткаченко Т. А. – Развиваем мелкую моторику. М. : Эксмо,2010.

12. ТугушеваГ. П., Чистякова А. Е. – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.

13. Формирование экологической культуры дошкольника/ под. ред. Л. Г. Киреевой, С. В. Бережновой. – Волгоград: Учитель, 2009.

Публикации по теме:

Формирование элементов экологической культуры дошкольников. Представление педагогического опыта Актуальность проблемы обусловлена тем, что формирование экологической культуры является важным аспектом в процессе всестороннего развития.

Представление опыта работы в совмещённых классах-комплектах (организация работы, структура урока, формы работы, способы конт) Свою речь я хотела бы начать с вопроса. Кто видел в новостях, это было.

Представление педагогического опыта инструктора по физической культуре и плаваниюПредставление педагогического опыта инструктора по физической культуре и плаванию Что главное в воспитании ребенка? Ребёнок должен расти, здоровым. Здоровье - важнейшая основа правильного формирования характера, сильной.

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2019» Представление педагогического опыта работы на конкурс воспитатель года 2019. На белом свете множество профессий, Но воспитатель – лучшая.

Представление педагогического опыта работы. Конспект занятия «Волшебная клякса» во второй группе раннего возрастаПредставление педагогического опыта работы. Конспект занятия «Волшебная клякса» во второй группе раннего возраста Представление педагогического опыта работы. «Волшебная клякса» во второй группе раннего возраста Цель: Познакомить детей с техникой «кляксография».

Представление педагогического опыта воспитателя «LEGO — конструирование как средство всестороннего развития детей» Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А. «LEGO».

Представление педагогического опыта работы воспитателяПредставление педагогического опыта работы воспитателя Муниципальное автономное образовательное учреждение Атяшевского муниципального района «Атяшевский детский сад комбинированного вида №1».

Видеопрезентация педагогического опыта Крыловой Олеси Владимировны https://youtu.be/zWJmfLVU3JM Презентация педагогического опыта КРЫЛОВОЙ ОЛЕСИ ВЛАДИМИРОВНЫ Я, Крылова Олеся.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Ноговицыной Клары Андреевны РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ СЮЖЕТОВ ЯКУТСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК».

Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ» .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 14:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Антошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД