Елена Комусова
Формирование элементов экологической культуры дошкольников. Представление педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы обусловлена тем, что формирование экологической культуры является важным аспектом в процессе всестороннего развития личности дошкольника. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего её познания, воспитания любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они бы оставались равнодушными. Однако не всё может быть правильно понято детьми и не всегда при этом формируется правильное отношение к растительному и животному миру. Поэтому так важно ввести ребёнка в мир природы, дав ему минимум знаний о её объектах и явлениях, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение. Также полезно осуществлять задачу развития многих обучающих процессов через экологическую культуру. Познание природы способствует развитию умственных способностей детей. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Публикация «Формирование элементов экологической культуры дошкольников, Представление педагогического опыта» размещена в разделах
Ведущая идея опыта.
Экологическое образование – это одно из самых значимых направлений работы в ДОУ.
Работая с детьми, замечаешь, что логика природы самая доступная и наглядная для ребёнка. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию любознательности, образного и логического мышления, памяти, речи, внимания.
Экологическая тема хорошо прослеживается в интеграции с другими направлениями и предоставляет возможность для разнообразной деятельности, что способствует активному развитию познавательных процессов дошкольника.
Всё это подтолкнуло к выбору темы «Формирование элементов экологической культуры дошкольников».
На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС ДО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег.
Необходимым условием формирования экологической культуры является создание соответствующей материальной базы, выбор и наработка необходимого дидактического материала, применение эффективных методов, форм, приёмов, способствующих усвоению знаний, формированию знаний, приобретению навыков. Мною были подобрана методическая и детская художественная литература, конспекты занятий, бесед, иллюстрации, пособия для занятий и игр.
Идея опыта заключается в формировании и развитии экологической культуры детей дошкольного возраста, как обеспечение единства экологического сознания и поведения гармоничного с природой.
Цель: формирование и развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование элементарных экологических представлений.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
4. Формирование поведения, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
6. Формирование ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
7. Формирования элементарных навыков природоохранной деятельности.
В связи с этим необходимо:
определить педагогическую эффективность влияния игр на формирование экологической культуры дошкольников;
разработать соответствующие методические материалы, пособия;
создать необходимые условия в предметно-развивающей среде;
разработать методические рекомендации для
родителей по проблеме.
Теоретическая база опыта
Мой педагогический опыт основан на применении парциальной программы О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», имеет теоретическое обоснование, основанное на анализе психолого-педагогической и методической литературы:
1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2011.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
3. Скоролупова О. А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М. : ООО Издательство Скрипторий, 2010.
4. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ «Тематическое и перспективное планирование работы разных возрастных группах» Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2017.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2002.
7. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
8. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : Издательство Вако 2005.
9. Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сад. – М. : Детство-Пресс 2014.
10. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
12. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. - M.: Сфера, 2012.
Технология опыта. Методы, приёмы воспитания и обучения.
Работа в данном направлении проходит через все образовательные области с учётом сочетания различных видов детской деятельности, насыщения их экологическим содержанием.
Среди актуальных и эффективных методов образовательного процесса является метод проектов. Мною были разработаны множество экологических проектов: «Разноцветная осень», «Пернатые друзья», «Обитатели нашего леса», «Красная книга Мордовии», целью которых было формирование чувства единения с природой, позитивного отношения к ней.
Особое внимание уделялось экологическим играм, которые проводились в процессе наблюдения, непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы. Для формирования элементарных экологических представлений эффективными оказались дидактические игры и упражнения: «Времена года», «С какого дерева листок?», «К какому корму полетят птицы?», «Найди гнездо для птицы», «Найди корм для зверей», «На грядке или на дереве?», а также настольно – печатные игры, пазлы, лото экологического содержания.
Для формирования экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения были подобраны специальные картинки, иллюстрации, описаны проблемные ситуации, а также вместе с детьми было изготовлено пособие «Запрещающие знаки».
Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные экологические представления в самостоятельной деятельности, в природном уголке размещены планшеты с изображением природных зон, коллекции плодов и семян, муляжи овощей и фруктов, гербарии.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. Это уголок природы, правильно оформленный участок, клумба, огород, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, организации наблюдений.
С целью закрепления умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями использовался «Календарь природы», «Календарь наблюдений».
В качестве средства эмоционально – заинтересованного отношения к природе мною была подобрана художественная литература для работы с детьми дошкольного возраста.
Для создания особого эмоционально – игрового настроения также были разработаны конспекты занятий с включением сказочных персонажей и других героев.
В своей работе по данной тематике использовала различные формы взаимодействия с родителями. Большими возможностями освещения проблемы экологического воспитания обладает наглядная информация: консультации, папки – передвижки, памятки, рекомендации, фотовыставки, выставки рисунков.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности способствовало созданию единого пространства развития ребёнка в семье и дошкольной организации.
Анализ результативности
В ходе работы по направлению «Формирование элементов экологической культуры дошкольников» мною разработана система тематических бесед, дидактических игр, упражнений, наблюдений, создана подборка художественной литературы с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогала развивать навыки общения с природой и способствовала повышению экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В результате проведённой работы дети:
- имеют элементарные экологические представления о природе;
- эмоционально реагируют при взаимодействии с объектами природы и передают свои чувства в доступных видах творчества, с желанием участвуют в трудовой деятельности, связанной с объектами природы;
- усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе;
- освоили нормы поведения в природном окружении;
- научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
При изучении живой и неживой природы важным элементом является непосредственный контакт и знакомство с объектом, что не всегда возможно осуществить.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций; родителями в плане экологического образования у детей дошкольного.
Опыт работы представлен на педсоветах, методических объединениях, семинарах, а так же на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/komusova17