Клара Ноговицына
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя Ноговицыной Клары Андреевны
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ СЮЖЕТОВ ЯКУТСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК»
Развитие воображения является одной из самых актуальных сторон нашей жизни, оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Воображение необходимо развивать, так как оно служит не только для познания человеком окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведения искусства, то есть для творчества в разных областях жизни и деятельности.
Публикация «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта» размещена в разделах
В концепции дошкольного образования РС (Я) указано, что познавательное развитие детей обеспечивает развитие личности в целом, в системе отношений с миром людей, предметов и природы
Над проблемой развития воображения работали такие видные исследователи, как Немов Р. С., Субботина Л. Ю., Выготский Л. С., Дьяченко О. М., Запорожец А. В., Урунтаева Г. А. и другие.
Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Воображение бывает 4-х видов: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.
все исследователи согласны с тем, что истоки творчества лежат в детском возрасте, а творчество ребенка тесно связано с развитием его воображения.
На наш взгляд в развитии воображения дошкольника значительную роль может сыграть якутские волшебные сказки. Подбор якутских волшебных сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, лепке, - все это оказывает глубокое влияние на развитие воображения.
Развить воображение, можно через рисование якутских волшебных сказок.
В данной работе сделана попытка использования якутских волшебных сказок, которые способствовали бы развитию воображения старших дошкольников.
Цель исследования: выявить эффективность влияния системы занятий по обучению рисованию якутских волшебных сказок на развитие воображения у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития воображения старших дошкольников.
Предмет исследования : система занятий по обучению рисования якутских волшебных сказок.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения через рисование якутских волшебных сказок детей старшего дошкольного возраста.
2. Подготовить диагностический материал.
3. Разработать систему занятий по обучению рисования якутских волшебных сказок.
4. Провести опытно-экспериментальную работу в ДОУ и определить эффективность системе занятий.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого - педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы сбора и обработка информации.
4. Анализ и обобщение полученных данных.
Гипотеза исследования: если разработать систему занятий по сюжетному рисованию на тему якутских волшебных сказок и целенаправленно использовать ее в работе с детьми старшего дошкольного возраста, то можно повлиять на развитие воображения, так как этому будут способствовать :
1. Чтение якутских волшебных сказок.
2. Применение исследовательского и эвристического методов т. е. методы, которые развивают фантазии, воображение и знаний ранее усвоенного материала.
3. Включение в систему занятий разнообразных приемов: слушание
музыкальных произведений, использование дидактических игр, рассматривание иллюстраций сказок.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке системы занятий по рисованию якутских волшебных сказок, которые способствовали бы развитию воображения старших дошкольников и возможность использования ее воспитателями ДОУ.
База исследования: г. Якутск МДОУ №89 «Парус», старшая группа «Белоснежка»
Методологические основы исследования:
1. По проблеме развития воображения являются работы Немова Р. С.
Палагиной Н. Н., Субботиной Л. Ю., Урунтаевой Г. А., Смирновой Е. О. ; по изучению якутских сказок – Эргис Г. У., Данилов Семен; по методике обучения сюжетных рисунков Григорьева Г. Г., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., и другие.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В первой главе нами раскрыты, Особенности развития вооброжения дошкольников, Общая характеристика якутских волшебных сказок, Методика обучения сюжетному рисованию.
1.1 Особенности развития воображения дошкольников
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием мышлением и памятью
То есть воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все - таки представить себе конечный результат. Но в этом и слабость такого решения проблемы Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное
.
Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она вся не творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память чем творчество
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону детского творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.
1.2. Общая характеристика якутских волшебных сказок
Якутский сказочный фольклор очень богат и в своей первородной основе имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладают в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие на себе весь неповторимы колорит родной природы, все многообразие жизни, труда и духовного мира отчего края [22, с. 4].
Сказки – один из основных видов устного творчества якутов. В них отражается повседневная жизнь и борьба народов, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль, радость мечты о лучшей жизни и социальной справедливости.
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образом в этом плане является «Старуха Таал-Таал», воспевающая непреходящую ценность человека. Не менее глубоки по смыслу и сказки «Чочохоон», «Лыыбырда», «Харах-симирики», «От сагыннях».
Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию. Методы и приемы обучения. Методика обучения. Особенности работы с детьми на занятиях.
Анализу детских работ посвящается специальная третья часть занятия. Просмотр и анализ детских работ сопровождаются беседой. Ее смысл- обратить внимание детей на результат деятельности. Анализ детских работ идет в первую очередь с позиций тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятии образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ЯКУТСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
2.1. Исследование уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста
I Констатирующий этап. Цель: определить уровень развития воображения и анализа продукта деятельности.
• II Формирующий этап. Цель: Провести систему занятий по сюжетному рисованию якутских волшебных сказок.
III Контрольный. Цель: выявить качественные и количественные изменения развития воображения через сюжетное рисование якутских волшебных сказок.
В эксперименте участвуют 20 детей. Всем им от 5 до 6 лет.
На I констатирующем этапе эксперимента для определения уровня воображения нами была использована диагностика Урунтаевой Галины Анатольевны. Изучение воображения при понимании сказочных образов из «Практикума по детской психологии», а так же анализ продукта деятельности.
Детям экспериментальной группы была дана установка нарисовать сказку «Старуха Таал-Таал», после рассказа экспериментатора. Перед тем, как дети приступили к рисовании был проведен анализ сказки.
Таким образом, констатирующий этап показал следующие результаты:
Контрольная группа:
Высокий – 0 %
Средний – 40 %
Низкий – 60 %
Экспериментальная группа:
Высокий – 0 %
Средний – 50 %
Низкий – 50 %
Анализ проведенной диагностики показал, что уровень развития воображения и продукт деятельности в целом средний. Проанализировав рисунки детей мы убедились, что они бедны по содержанию: нет усложнений образов, обогащения образов, передача формы неточная, строение предметов не верные. Вместе с тем, следует отметить, что все дети охотно участвовали в эксперименте.
Таким образом, результат показал, что у детей экспериментальной группы развитие воображения и анализ продукта деятельности низкий уровень у 5 детей, средний уровень у 5 детей; в контрольной группе – низкий уровень у 6 детей, средний уровень у 5 детей.
II формирующий этап проводился с детьми экспериментальной группы и включал систему занятий. Детям было предложено 10 занятий на темы :
1. Рисование сказки «Лыыбырда».
2. Рисование сказки «Торбос и Тысагас».
3. Рисование сказки «Как девушки спасались от Абаасы» (простыми карандашами).
4. Рисование сказки «Как девушки спасались от Абаасы» (красками гуашь).
5. Рисование сказки «Старуха Бэйбэрикэн с пятью коровами» (простыми карандашами).
6. Рисование сказки «Старуха Бэйбэрикэн с пятью коровами» (красками гуашь).
7. Рисование сказки «Егей - Бетюк и его чудесный жернов» (простыми карандашами).
8. Рисование сказки «Егей – Бетюк и его чудесный жернов» (красками гуашь).
9. Рисование сказки «Девять сестер» (простыми карандашами).
10. Рисование сказки «Девять сестер» (красками гуашь).
В структуре занятий в начале идет предварительная работа : вводная беседа, рассказывания сказок, рассматривание иллюстраций с изображением якутских волшебных сказок, с якутскими национальными костюмами. После идут занятия. Предлагаем в начале прослушать якутские волшебные сказки. После чего идет обобщение и анализ сказки, затем предлагается детям нарисовать сюжет из сказки.
В ходе успешного проведения занятий были поставлены следующие задачи: передача сказочного образа героев, пейзажи, окружающей обстановки; развитие воображения детей, формирование нравственных качеств, развитие активности, самостоятельности детей, воспитание интереса к художественной литературе и изобразительной деятельности.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что система занятий по обучению рисованию якутских волшебных сказок может развить воображение детей старшего дошкольного возраста, так как этому будут способствовать :
1) чтение якутских волшебных сказок;
2) дидактические игры по созданию сказочных образов.
3) III контрольный этап проводился со всеми детьми с целью выявления уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста после проведения работы в экспериментальной группе.
Анализ полученных данных по определению уровня воображения показал следующее:
Контрольная группа
Высокий – 10 %
Средний – 50 %
Низкий – 40 %
Экспериментальная группа
Высокий – 30 %
Средний –50 %
Низкий – 20 %
Таким образом, мы сделали вывод, что целенаправленная работа по развитию воображения посредством сюжетного рисования будет успешной при создании определенных условий.
Заключение
Таким образом, на основе изученного нами теоретического материала и проведенной опытно экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ психолого – педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях развития воображения:
- воображение в детском возрасте работает богаче и разнообразнее чем у взрослого;
- важную роль в развитии воображения в дошкольном возрасте играет изобразительное искусство.
2. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста можно развивать через сюжетное рисование.
3. Методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях: 1) обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире; 2) помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета.
4. Якутские волшебные сказки в Якутии самые распространенные, имеют огромное влияние на развитие ребенка.
5. В ходе опытно – экспериментальной работы подтвердилась наша гипотеза о том, что система занятий по обучению рисованию якутских волшебных сказок будет развивать воображение детей старшего дошкольного возраста, так как этому будут способствовать :
- чтение якутских волшебных сказок;
- дидактические игры по созданию сказочных образов.
Рекомендации:
1. Педагоги могут организовать занятие по данной системе в форме кружка;
2. Рекомендуется проводить со старшими дошкольниками, так как у них уже сформированы навыки и умения сюжетного рисования.