Татьяна Гадеева
Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования специальных занятий, упражнений и игр.
Уровень нервно-психического развития детей, поступающих в детский сад, в большинстве случаев (до 86%) не соответствует возрастной норме. Анализ анамнестических и медицинских данных показывает, что эти отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями ЦНС детей, но и социально-педагогическими факторами.
Публикация «Публичное представление собственного педагогического опыта „Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ“» размещена в разделах
Наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, наиболее часто выявляется неблагоприятное речевое воспитание ребенка при необоснованно завышенных речевых требованиях (в 2 года ребенка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте) либо заниженных (в семье культивируется «лепетное» детское произношение, при котором не учитываются речевые возможности малыша). Довольно часто отмечается недостаточность стимуляции потребности в речевом общении при его низкой активности. Так, при раннем просмотре телевизора, который не требует обратной речевой реакции, коммуникация ребенка ограничивается использованием жестов и мимики, тем самым задерживая речевое развитие.
По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений : снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17 – 20 несформированных звуков).
Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], нарушения йотации, озвончения, смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонетического и фонематического слуха.
Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова. Данные произносительные затруднения в значительной степени тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка.
Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. По мнению У. В. Ульенковой (2007, здесь большое значение имеют возраст, состояние здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка и своевременность организации коррекционно-педагогической работы. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в развитии (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития каждого ребенка к приоритетным направлениям коррекционно-развивающего воздействия следует отнести развитие моторики, формирование восприятия, внимания, памяти различной модальности, наглядно-действенной и наглядно-образной формы мышления, познавательной и творческой активности, игровой деятельности. Правильно и своевременно выбранная стратегия педагогического воздействия позволит в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведет в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
На начальных этапах создания в ДОУ воспитательной коррекционно-развивающей речевой среды, которая поспособствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению, должны решаться несколько задач.
Первая из них – диагностическая – состоит в определении уровня нервно-психического развития, динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей с целью раннего выявления неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом развитии.
Вторая задача – профилактическая – ориентирована на стимуляцию речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.
Третья – коррекционная – направлена на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии.
Принципиально важным при решении названных задач – естественное и органическое встраивание в контексте проводимой в ДОУ воспитательно-образовательной работы. Ведь диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического воздействия. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые расцениваются как активные и полноправные партнеры.
Рекомендуется следующая система работы в ДОУ по раннему выявлению и профилактике речевых нарушений.
Координация диагностической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ возможна на основе создания и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). За период адаптации (1,5 – 2 мес.) педагоги, медицинские работники, логопед наблюдают и диагностически обследуют детей, изучают особенности семейных взаимоотношений, условия семейного воспитания. Полученные данные фиксируют в индивидуальных картах нервно-психического развития, отражают в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых председателю ПМПк.
В ДОУ каждые три месяца проводятся консилиумы, где можно обсуждать результаты диагностики и динамических наблюдений, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных потребностей.
Перечислю основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой психического развития.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации к различным видам продуктивной деятельности.
3. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально- типологических возможностей детей по следующим направлениям:
— создание физиологического базиса для развития высших психических функций (обеспечение полноценного физического развития, оздоровление и закаливание организма; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы посредством ритмических упражнений;
— формирование межанализаторного взаимодействия посредством системы специальных кинезиологических игр и упражнений).
— развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений; мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
— умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах продуктивной деятельности;
— творческих способностей.
4. Формирование различных направлений деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
— развитие предметно-практической деятельности;
— целенаправленное формирование игровой деятельности;
— предпосылок овладения учебной деятельностью: умений контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий.
5. Развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер:
— развитие способности воспринимать и выражать эмоциональные состояния при помощи действий и речевых высказываний;
— формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
— предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутистических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление нарушений речевого развития :
— целенаправленное формирование функций речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);
— стимуляция речевой активности и поэтапное формирование полноценной речевой деятельности;
— развитие структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами.
7. Формирование коммуникативных способностей:
— механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников;
— обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками посредством моделирования ситуаций речевого общения. Практическая реализация данных направлений осуществляется на групповых, под- групповых и индивидуальных занятиях. Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:
• с педагогом – для детей, имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы;
• педагогом и логопедом – имеющих отставания в когнитивной и речевой сферах;
• психологом – с нарушениями эмоционально-волевой сферы и трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирование межличностного взаимодействия в системе «мама – ребенок» или «ребенок – ребенок»);
• музыкальным руководителем – с двигательными и эмоционально-поведенческими нарушениями.
По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3 мес.) проводить заседание ПМПк, где педагоги, работающие с ребенком, представляют психолого-педагогическую характеристику, отражающую динамику его развития. При низкой динамике на заседание консилиума приглашать родителей дошкольника (или лица, их заменяющие, совместно с которыми намечать корректировку его индивидуального образовательного маршрута, уточнять задачи, методические условия, формы и приемы коррекционно-развивающей работы, указывать сроки ее реализации и планируемые результаты.
Такое сотрудничество – основа планирования совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.