ирина солдатенко
Консультация «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква Ж
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем реше-ния логических задач.
2. Научить правильно произносить звук [Ж].
3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.
4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.
5. Развивать слухо-речевую память ребенка.
6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Публикация «Консультация „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:
— У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько все-го детей у мамы?
— У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколь-ко всего котят родилось у Микки?
— Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание 2. Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предме-ты, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Ж] :
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
— теплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горлышко «работает».
Символ звука : жук жужжит: ЖЖЖЖЖ. (см. цветную вклейку). Ха-рактеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]» :
ж, м, б, ж. ; жа, га, жу. ; Женя, живот, молоко, кровать, жираф.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо. ; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду.
Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?
Эта., гара., чи., черте., мор.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).
Флаг — флажок, берег —. , друг —. , рог —. , пирог —. , круг —. , утюг —.
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назо-ви первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе. (живот)
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба —. , мир —. , мало —. , пакет —. , билет —. , пучок —. , Веня —.
Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это сло-во по звукам :
жук [ж у к], жаба [ж а б а].
Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет. ; ЖУ: -равль, -ки. ; ЖИ: -раф, -вот.
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:
ЖИ: но., лы. ; ЖА: лы., ко-.
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж] : звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному) :
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Де-вочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
Задание 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание 18. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.