Инна Александровна Ромчук
Инновационный опыт организации коррекционных занятий по формированию ориентировки в пространстве с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
По данным Научного центра «Здоровье» РАН около 90% детей имеют различные отклонения в психическом и физическом развитии. Одно из первых мест среди них занимает нарушение зрения, которое негативно влияет на показание здоровья вообще и уровень работоспособности дошкольников.
Публикация «Инновационный опыт организации коррекционных занятий по формированию ориентировки в пространстве с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
Поэтому, МДОУ№2, где функционируют специализированные группы, в которых обучаются и воспитываются дети с нарушением зрения возникла необходимость в разработке системы работы по профилактике и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста, что есть значительным вкладом к комплексной лечебно-профилактической работы с детьми.
Для эффективной реализации проблемы воспитания здорового и жизненно-компетентного дошкольника перед тифлопедагогами дошкольных учреждений возникла необходимость создания системы коррекционно-педагогической работы по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения в соответствии требований Закона ДНР «Об образовании» №55 – IHC от 19.06.2015г. и Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015-2017г.
Необходимость создания специальной коррекционной программы по формированию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения возникла от потребности объединить требования программ «От рождения до школы», Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) с учетом индивидуальных особенностей развития детей данной категории, а именно с наличием специальных коррекционных занятий для дошкольников с нарушением зрения и создании индивидуальных условий для них.
Успешная социализация детей с нарушением зрения много в чем обеспечивается их умениями: рационально использовать компенсаторные способы восприятия окружающего мира, получать с их помощью максимально полные представления; умение самостоятельно двигаться в пространстве; полным запасом представлений о сенсорных эталонах, а также умение общаться и успешно взаимодействовать с окружением. Все это формируется в процессе разных видов деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема материала.
В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в разных жизненных ситуациях, значительную роль играют специальные коррекционные занятия по формированию ориентировки в пространстве.
Я начала углубленно работать над разделом программы по формированию ориентировки в пространстве, поставив перед собой следующие цели:
- накопление знаний и формирование приемов ориентировки в микро- и макропространстве;
- обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова;
- формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу);
- обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов:
• ориентировке на себе;
• ориентировке относительно предмета;
• обучение зеркальной ориентировке;
• обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
- подготовить базу для успешной самостоятельной жизнедеятельности детей в условиях школьного обучения.
Коррекционные цели :
• формирование приемов целенаправленной ориентировки в микроплоскости;
• формирование навыка ориентировки в большом пространстве;
• формировать умение моделировать заданное пространство (макетирование);
• моделировать пространство путем построения плана-схемы.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования зрения и сохранных анализаторов.
2. Формировать умение узнавать и называть предметы, их расположение в пространстве
3. Научить понимать и правильно отображать в речи суть событий и явлений, которые происходят.
4. Развивать пространственную адаптацию (необходимый объем пространственных представлений, умений и навыков, необходимых для самостоятельной ориентировки в пространстве и взаимодействии с окружением).
5. Реализовать взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по формированию ориентировки в пространстве с общеобразовательными занятиями и режимными моментами дошкольного учреждения.
Занятия по формированию ориентировки в пространстве относятся к числу специальных коррекционных занятий (фронтальных и подгрупповых, индивидуальных, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала (на каждом году обучения лексические темы и их количество сохраняется, но происходит усложнение изучаемого материала.)
Структурно раздел программы по формированию ориентировки в пространстве состоит из разделов :
- Развитие и сохранение анализаторов к обучению пространственной ориентировке;
- Ориентировка в микропространстве;
- Ориентировка в микропространстве, на своем теле;
- Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах;
- Результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы по разделу «Ориентировка в пространстве».
Структурное разделение программы базируется на том, что именно в этих направлениях ребенок с нарушением зрения испытывает наибольшие трудности в формировании адекватных представлений, овладении практическими навыками, ориентировкой и т. д.
Занятия по формированию ориентировки в пространстве имеют значительный коррекционный потенциал для исправления явных вторичных отклонений в развитии ребенка. Обусловлено это тем, что именно на занятиях этого вида тифлопедагог активизирует все знания, умения и навыки, сформированных у каждого ребенка на специальных коррекционных занятиях по развитию сенсорики и ориентировки в пространстве. Ребенок имеет возможность самостоятельно их использовать в разных видах деятельности и ситуациях. Формирование ориентировки в пространстве – деятельность, в которой дошкольник с нарушением зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, что способствует его успешной социализации.
Обязательным содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в дошкольном учреждении общего типа приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период пребывания ребенка в детском саду, когда овладение элементами грамоты и письма должно осуществляться с учетом зрительных возможностей детей.
Исходя из этого, концептуальными основами организации моей работы является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Для достижения поставленных задач мной были созданы зоны по ориентировке в пространстве, которые способствуют накоплению спонтанного опыта; изготовлены пособия: дидактические игры «Веселая дорожка», «Лабиринты», «Моталочки», «Макет кабинета», схемы для ориентировки в большом пространстве «Тренажер Базарного» и др. ; пособия по математике и грамоте; пособия, дидактические игры: «Животные жарких стран», «Морские обитатели», «Насекомые», «Сельский двор», «Времена года», «Наш кабинет», «Улица нашего города»; пособия по развитию зрительного восприятия: «Найди что спрятано», различные виды шнуровок и др. Также использую в своей работе инновационные технологии : интерактивные игры и игровые упражнения, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, методик по формированию математических представлений Л. Г. Петерсон, лепестки В. В. Воскобовича, камешки Марблс.
Основной организационной формой обучения является коррекционное занятие, проводимое индивидуально или с подгруппой детей. Успешное усвоение программного материала предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательных мероприятий, в сочетании с лечебными, создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка, успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Результативность моей работы во многом зависит от того, насколько тесно построена работа с родителями. Поэтому постоянно провожу консультации, родительские собрания, анкетирования по различным темам, выставки, оказываю практическую помощь. Провожу «Дни открытых дверей» в которые родители могли увидеть подгрупповые и индивидуальные занятия.
Всю работу провожу во взаимосвязи с практическим психологом, офтальмологом, музыкальным руководителем. Тесная связь с воспитателями группы дает возможность корректировать и закреплять полученные детьми на занятиях знания в повседневной жизни (модель прилагается).
Каждый учебный год начинается с комплексного всестороннего обследования детей. Результаты диагностики заносятся в карту обследования, которая заводится на каждого ребенка. Повторные обследования проводятся в январе и мае с целью выявить изменения в развитии дошкольника. Все данные заносятся в таблицу по которой строится график усвоения знаний и умений (таблицы и график прилагается).
Разработанный мониторинг уровня сформированности ориентировки в пространстве позволяет не только оперативно проследить процесс и динамику развития ребенка, но и своевременно корригировать его. Результативность опыта показала :
Разработанная система коррекционно-педагогической работы по формированию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения способствует :
- иметь обобщающее представление о большом и малом пространствах
- определять отношения объектов по разным признакам: расстоянию, пространственной направленности, использовать разные способы оценивания;
- объяснять способы и результаты сравнений, измерений, сопоставлений;
- узнавать предметы окружающего пространства по характерным признакам;
- определять зависимость объектов по качествам, последовательности действий, контрасту, удаленности;
- проявлять активную любознательность к деятельности, стремиться к творческому результату.