Ирина Грушко
Конспект занятия «Знакомство со звуками [З], [З’] и буквами З, з»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со звуками «З», «Зь» и буквами «З», «з»
Цель: познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «з».
Задачи: развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Сегодня мы будем играть со звуками и узнавать про них новое.
2. Актуализация знаний.
-Сначала отгадайте, пожалуйста, загадки.
Вот так чудо! Вот загадка!
Полосатая лошадка!
Автор этого шедевра
Удивительная!
- Правильно, это зебра.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуками [З], [З’] и буквами З, з“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Показ картинки с изображением зебры.
- Какой первый звук вы слышите в слове зебра? (звук «зь»)
Показ звуковой модели слова зебра.
- Каким цветом обозначен звук «зь» на схеме? (зелёным цветом)
- Послушайте вторую загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
- Молодцы, это заяц!
Показ картинки с изображением зайца.
- Ребята, давайте вместе сделаем звуковой анализ слова «заяц». Сколько звуков в этом слове? (пять)
- Какой первый звук? (звук «з»)
- Это какой звук? (твердый согласный)
- Каким цветом будем обозначать его на схеме? (синим)
- Какой второй звук? (звук «а»)
- Это какой звук? (гласный)
- Каким цветом будем обозначать его на схеме? (красным)
- Какой третий звук в слове «заяц»? (звук «й»)
- Что мы знаем про звук «й»? (Это согласный звук, он всегда мягкий)
- Каким цветом будем его обозначать? (зелёным)
- Какой четвёртый звук в слове «заяц»? (звук «а»)
- Какой это звук? (гласный)
- Значит каким цветом будем его обозначать? (красным)
- Какой пятый звук? (звук «ц»)
- Что мы знаем про этот звук? (Это согласный звук, он всегда твёрдый)
- Значит каким цветом обозначим его? (синим)
Показ звуковой модели слова заяц.
- Какие же вы молодцы, ребята!
- Итак, какой же первый звук мы слышим в слове «заяц»? (звук «з»)
- Каким цветом обозначен звук «з» на схеме? (синим цветом)
3. Открытие нового знания
Артикуляция звуков
- Произнесите ещё раз звуки «з» и «зь» и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.
- Можно ли их спеть? (нет)
- Легко ли проходит воздух? (Нет. Воздух задерживают язык и зубы. Воздух проходит между зубов)
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные)
- Сравните звуки «з» и «зь». Звук «з» какой? (твёрдый). А звук «зь» какой? (мягкий).
- Произнесём их ещё раз.
- Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (с голосом)
- Как называются согласные звуки, при произношении которых участвует голос? (звонкие)
- Что вы узнали о новых звуках? (Звук «з» - согласный, твёрдый, звонкий. Звук «зь» - согласный, мягкий, звонкий.
- Молодцы!
Физкультминутка
- А сейчас, ребята, мы проведём небольшую разминку. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной движения.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Игра «Хлопни-топни»
- Отдохнули? Садимся на свои места.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова: если в слове слышится твёрдый звук «з», вы хлопаете в ладоши. Если слышится мягкий звук «зь» - топаете ногами.
Называем слова: ЗВЕЗДА (хлопаем, ЗИМА (топаем, МЕДУЗА (хлопаем, МУЗЕЙ (топаем, КОЗА (хлопаем, ЗЕМЛЯ (топаем).
- Молодцы, вы очень внимательные.
Знакомство с буквами «З», «з».
- Звуки «з» и «зь» обозначаются буквами «З», «з»
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра «три».
Показ картинки с буквами.
- Почему на картинке две буквы? (одна большая, другая маленькая)
- Когда мы будем использовать заглавную букву? (при написании первого слова в предложении и в именах собственных, т. е. в названиях имён, рек, городов и т. д.)
4. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, с какими звуками мы сегодня познакомились? («з», «зь»). Какой буквой они обозначаются? (буквой «З»).
- Молодцы! Благодарю вас за работу! До новых встреч!