Байло Ирина
«Знакомство со свойствами воды». Конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи
1. Развивать умение делать выводы, умозаключения
2. Развивать речь, мышление, любознательность
3. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
4. Воспитывать экологическую культуру;
5. Воспитывать аккуратность при работе.
Необходимые материалы:
1. Аудиозапись «Ручеек»
Публикация «„Знакомство со свойствами воды“, Конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности детей» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
2. Кубик, шар, банки разных размеров, два стакана, молоко, любая картинка, краски, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, подсолнечное масло, мятные капли, воронка, носовой платок, вата
Методы и приемы:
1. Организационный момент
2. Художественное слово
3. Уточнения, опросы, игровые приемы
4. Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
5. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования. .
Опыты
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость но ее можно покрасить.
Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети попробуйте воду и скажите свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
А теперь, ребята, давайте вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. А теперь, давайте понюхаем воду и определим, есть ли у нее запах? (Ответы детей)
Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах.
Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать.