Чернега Татьяна
Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте
Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.
Публикация «Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью.
Коллектив достаточно сложное явление, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений и интересов самых разных людей. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, коллектив можно рассматривать как фактор развития личности ребенка. Особенное внимание процессам развития коллектива уделил А. С. Макаренко. Коллектив рассматривается как социальный живой организм, который имеет отдельные органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, а также взаимозависимость. В случае, если указанные компоненты отсутствуют, то коллектива как такового не существует, а есть толпа или же сборище.
А. С. Макаренко указывал, что гуманистическая интерпретация феномена коллектива предполагает наличие системы признаков, которые позволяют считать коллектив инструментом прикосновения личности.
Понятие «коллектив» было введено в отечественную педагогическую теорию и практику в первые годы советской власти. Основы «коллективного воспитания» были заложены в основы воспитательных систем С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака, позднее – В. А. Сухомлинского, Л. И. Новиковой, И. П. Иванова и других. Положения, предложенные А. С. Макаренко стали основой для коллективного воспитания. В своей работе «Цель воспитания» он говорит о наличии следующих признаков коллектива :
1. Общественно ценные цели.
2. Отношения взаимной ответственности.
3. Совместная деятельность по их достижению.
4. Организация органов самоуправления.
5. Направленность деятельности на общую пользу.
В дальнейшем, в отечественной психологической и педагогической науке был представлен ряд признаков, которые характеризуют группу как коллектив. В данном направлении особенное значение имеют работы Л. И. Уманского, А. В. Петровского и И. Н. Платонова.
Л. И. Уманский в качестве основы для характеристик группы выделяет следующие критерии:
• содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
• организационное единство;
• групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
• психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основе указанных признаков Л. И. Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
• группа номинальная;
• группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
• группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
• группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
• коллектив.
Детский коллектив оказывает непосредственное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции – организационную функцию, функцию воспитания, функцию стимулирования, регулятивную функцию. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в своих работках подчеркивал важность такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, тон, а также стиль отношений.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.
Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок может входить в контактные группы вне его.
Положение ученика в формальной и неформальной структурах может совпадать (лидер и хороший товарищ, находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).
В связи с тем что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них как воспитательный феномен оказывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов).
Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.
Коллектив старших дошкольников характеризуется этапностью развития. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.
Первый этап - становления и первоначального сплочения. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.
Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты.
Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.
Третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Для развития коллектива группы важна реализация комплекса однородных задач, решаемых воспитателем в своей педагогической деятельности, которые можно назвать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.
Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которой является группа. Оказывает воспитательное влияние на личность.