Наталья Холодова
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с рифмой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с рифмой»
Задачи: Знакомить детей с рифмой. Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма.
Предварительная работа. Чтение «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как Незнайка сочинял стихи. Обсуждает, почему у него стихи не сразу стали получаться? (он не умел придумывать рифмы – слова, которые складно звучат.) напоминает детям, что писатель, который пишет стихи, называется поэт.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Знакомство с рифмой“» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о рифмах «Об удивительных птицах»
На улице
Прохожего
Увидел я вчера.
Он ящик нес,
На ящике
Написано:
“Игра”.
Я два квартала
Шел за ним
(Поверьте, я не вру).
И наконец
Спросил его:
— А как играть
В игру?
Он улыбнулся
Вежливо,
Потом мне отвечал:
— Уверен,
Что такой игры
Еще ты не встречал
Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы
Могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц —
ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.
Поймать
Таких смешных пичуг —
Весьма нелегкий труд.
Недаром люди
Умные
Их РИФМАМИ
Зовут.
. И вправду,
Птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх
За словом слово.
Одна достала
Слово ГВОЗДЬ,
Другая сразу —
ГОСТЬ и ТРОСТЬ.
Одна достала
Слово ГРУСТЬ,
Другая фразу:
НУ и ПУСТЬ!
Одна достала
Слово СЛОН,
Другая —
ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
— Теперь,—
Сказал мне человек,—
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен
РИФМОВАТЬ.
Достал он слово КОЧКА,
А я ответил: БОЧКА,
И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,
И сразу два ЛИСТОЧКА,
И на прощанье ТОЧКА.
. Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами.
Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте сами.
Воспитатель спрашивает, какие слова подходят к слову «кочка». Дети называют те слова, которые звучали в стихотворении (бочка, строчка, точка, и другие.
Воспитатель. «Для того чтобы научиться подбирать рифмы, давайте вспомним стихи, которые вы хорошо знаете. Я буду начинать, а вы заканчивайте. Читает стихотворения А. А. Барто «Зайка», «Бычок».
Воспитатель. А теперь я буду читать стихотворения, в которых пропущены слова. Вы постарайтесь догадаться и назвать их».
Тучка с солнышком опять
В прятки начали.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
В небе радуга…
***
Без воды и без мочала
Кошка сына….
***
Коровушка, коровушка!
Рогатая головушка!
Мылых деток не бодай,
Молока им лучше ….!
***
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,-
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не….
***
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме…
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и ….
Воспитатель. А теперь мы будем читать стихотворение, в котором пропущены слова или части слов. Вы постарайтесь догадаться и поставить слова на место. Стихотворение про кошку Котауси и мышку по имени Мауси.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Загадай рифму».
На столе раскладываются разные предметы и игрушки, из названия которых можно подобрать рифмованную пару. Например: мишка, книжка, мартышка, шишка, крышка, иголка, футболка, палка, скалка, скакалка, картина, корзина, рябина, ребенок, жеребенок, котенок, ложка, кошка, тряпка, шапка и др.
Педагог берет со стола пару предметов (мишка-шишка) и просит детей отгадать, какую рифму она загадала. А затем предлагает детям по очереди выбрать пару предметов, названия которых звучат складно. Если другие дети предлагают новые рифмы к словам – педагог поощряет это. Совсем не страшно, если в игре появятся «новые слова», которых нет в русском языке – чем больше казусов и смеха, тем веселее игра.