Екатерина Мертешова
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Знакомство с промыслами Рязанской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий по приобщению детей к русской народной культуре (старшей группе).
Программное содержание. Уточнить и закрепить знания детей о некоторых промыслах Рязанской области: Скопинской керамике и
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре „Знакомство с промыслами Рязанской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
Михайловском кружеве. Дать знания о характерной особенности керамики города Скопина и кружева города Михайлова. Продолжать учить рисовать основные элементы Михайловского кружева: павлинку, полотнянку, сеточку, используя при этом кисти разной толщины. Самостоятельно придумывать узор, стараясь сочетать его с предложенной вышивкой Совершенствовать навыки работы с красками. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров Рязанщины.
Активизация словаря: гончар, цветная поливка, павлинка,
полотнянка, сеточка, коклюшки, валик, пяльца, кружевница.
Предварительная работа. Посещение с детьми экспозиции историко-краеведческого музея «Этнография Рязанского края», Художественного музея «Промыслы Рязанского края», экскурсия в кружок плетения и вышивки при Дворце творчества детей и юношества. Рассматривание альбома с элементами Михайловского кружева. Знакомство с игрушками средней полосы России.
Оборудование: два платья с элементами Михайловского кружева, рушник с вышивкой и кружевом города Михайлова, салфетки, скопинская посуда, обруч с лентами (карусель, коклюшки, пяльца, валик, иголка, вышивка на пяльцах, занавес, куклы в народных костюмах (Иван да Марья). Кисточки, поролон, подносы с трафаретами для рисования Михайловского кружева различных видов (не менее, чем по два на ребенка, гуашь (красная, черная, зеленая, желтая, синяя, кисточки двух видов: толстая и тонкая на каждого ребенка.
Ход занятия.
-Ребята, вы знаете, что эта неделя праздничная. Как называется этот праздник? (Масленица). В старину это был один из самых веселых праздников: люди наряжались, как и мы с вами сегодня, пели песни, шутили, играли, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях. А ещё на каруселях. Вот и у нас сегодня гости. А вот и карусели!
Гей, народ честной сюда!
Тара-ра, тара-ра!
Завертелись карусели, начинается игра!
(Проводится игра «Карусели» парами).
-Ах, а карусели-то оказались сказочными, волшебными. Перенесли они нас с вами в старинный город Скопин, что на Рязанщине. Живут здесь гончары.
Мы по улице пойдем
В дом мы к гончару зайдем
(Проходят по группе и подходят к двери ведущей в спальню).
- Постучим? (Стучат, дверь открывается, там оформлена лавка гончара, в лавке детей встречает Гончар).
Здравствуйте, хозяин! С праздником Вас, с широкой масленицей! Здравствуйте, гости дорогие! Рад, что вы ко мне в гости пришли.
- Покажу я вам свои поделки. Вот и птицы и звери диковинные, смотрите, необычные какие!
А это, что такое, как вы думаете? (Рассматривают посуду, особенности ее внешнего вида).
- Да, это посуда необычная, такую только мы, скопинские гончары делаем, и поливка у нас, смотрите какая яркая, зеленая да с коричнивинкой. Праздничная посуда.
А из чего я изделия свои делаю, знаете? (Из глины).
И правда, очень необычная посуда, праздничная получается у Вас гончар. (Вопросы детей, если они возникли).
До свидания, гончар.
Доброго вам здоровья! (Дверь закрывается).
Вот в каком интересном городе мы с вами побывали. Как он называется? (Скопин).
Ну, теперь мы перенесемся в другой город.
Мы по улице пойдем
И вот в этот дом войдем.
(Подходят к стене занавешенной шторой).
Вот какой дом необычный! Кто же здесь живет? {Открывает занавес). Живут здесь Иванушка да Марьюшка. Посмотрите, какие красивые у них наряды, какое убранство в избе: рушник отделан вышивкой, кружевом, салфетки.
Как вы думаете, в каком городе они живут? (В Михайлове).
-Верно. И надо вам сказать, что кружево в этом городе плели с давних пор не только женщины, но и мужчины. И был в Михайлове Иван Иванович Ребриков, который лучше всякой кружевницы плел затейливые кружева. Кружевами да вышивками украшали не только полотенца да салфетки, но и одежды простых людей, богатых купцов и даже царей.
-Давайте вспомним с вами, где мы ещё видели такие кружева да вышивки. (Ответы детей по проведенным ранее экскурсиям).
-А сейчас давайте мы с вами вспомним, как плетут кружево - это мы с вами видели во Дворце творчества детей и юношества. (Рассказ детей о том, что им больше всего понравилось).
-Ребята, что нужно для того, чтобы получилась такая красивая вышивка? (Пяльца, иголка, нитки).
-А для того, чтобы получилось кружево? (Валик, коклюшки, нитки, сколы, иголочки). Верно, нитки наматываются на коклюшки, потом коклюшки перебираются определенным образом и получается кружево.
-Какого цвета нитки чаще всего используют в плетении и вышивки Михайловские мастерицы? (Красный, черный, синий, зеленый, желтый).
-Верно, красный - как ясно солнышко, зеленый - как травушка- муравушка, синий — как небушко, желтый - как песок на берегу у речки, черный - как мать-сыра земля.
-А сейчас давайте вспомни, как называются узоры михайловские? (Павлинка, полотнянка, лапки, сеточка) - (рассматривают узоры на полотенце, салфетках).
-А теперь давайте представим, что мы — кружевницы. Вот это наши рабочие места, краски — это нити, кисточки - коклюшки. Вот посмотрите, какие вышитые платья нам прислали, михайловская вышивка на них. Но платья станут ещё более нарядными, если мы их украсим кружевом.
-Сейчас каждый из вас подумает и решит, к какому бы платью он хотел сделать кружево и где отделать им платье. Подумаем и приступаем к работе. Не забывайте перебирать кисточки- коклюшки.
Дети самостоятельно выбирают из предложенных трафаретов один и приступают к работе. Работа детей сопровождается русскими народными песнями в исполнении воспитателя (если надо дать словесное указание, воспитатель прерывает пение, дает тихим голосом указания и продолжает песенную канву).
-Руководство самостоятельной деятельности детей заключается в том, что воспитатель помогает подобрать наиболее яркое сочетание цветов, предлагая несколько вариантов на выбор. Если некоторые дети закончили работу раньше остальных, они могут взять другой трафарет для работы.
-Уважаемые кружевницы, рабочее время заканчивается, сдавайте свои изделия. Сейчас мы их все рассмотрим и решим, куда лучше всего подойдет это кружево. (Дети самостоятельно выбирают, какой узор подойдет на подол платья, какой на плечи, на рукава, и почему они так решили).
Ну, закончили мы с вами работу, пора собираться домой, наша карусель нас заждалась.
(Проводится игра «Карусель», парами).
-Вот и вернулись мы в детский сад. В каких городах мы побывали? Что вам понравилось больше всего?
-В Рязанской области есть ещё удивительные города. В следующий раз, когда мы с вами поедем на экскурсию в музей, я познакомлю вас с необычным городом, где плетут ковры.