Касумова Севиндж Ислам кызы
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль».
г. Нижний Новгород.
Подготовила: Касумова С. И.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры „Нижегородский кремль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нижегородский кремль
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема: «Нижегородский кремль».
Цель: Обобщить и уточнить знания о Нижегородском кремле.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о башнях кремля, об истории их названий.
2. Развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность детей в поиске необходимой информации.
3. Воспитывать любовь и гордость за славное прошлое родного города.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи песни «Гимна Нижнего Новгорода» (автор А. Морозов); песни «Мой Нижний Новгород» в исп. Светланы Маловой; песни «Нижний Новгород» в исп. группы «Ума Турман»; рассматривание репродукции картины художника Мартынова «Нижний Новгород»; рисование на тему: «Нижегородский Кремль», «Башня Нижегородского кремля».
Оборудование: Мультимедиа, презентация на тему: «Нижегородский кремль», макет нижегородского кремля, аудиозаписи песен «Гимн Нижнего Новгорода», «Мой Нижний Новгород», «Нижний Новгород».
Ход занятия.
Два ребенка рассказывают стихи.
1ребенок: Там, где Волга сходится с Окой
И поля обширные видны
Расположен город
Древней старины.
2 ребенок: Ты пешком его не обойдешь
Здесь дома многоэтажные
И заводы есть, и озера есть
Две реки большие, очень важные.
Здесь живут и стар, и млад.
Это наш любимый град.
Воспитатель: Кто ответит, о каком городе эти стихи?
Дети: Эти стихи о Нижнем Новгороде.
Воспитатель: Да, это о нашем замечательном Нижнем Новгороде. Сейчас наш город - один из самых больших и промышленных городов нашей страны.
Скажите, а всегда наш город был таким, как сейчас? (Ответы детей). (Показ фото старого города)
Сначала построили крепость – кремль, стены которого в стародавние времена защищали жителей города от нападения врагов.
А сейчас кремль может защищать нас от нападения?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Для чего нам сейчас нужен кремль?
Дети: Это место отдыха, красивый исторический памятник.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как добраться до кремля?
Дети: На автобусе, маршрутном такси, троллейбусе до остановки пл. Минина.
Воспитатель: Давайте устроим экскурсию в кремль. Мы поедем туда на автобусе.
(Дети встают парами и обходят группу под песню «Веселый автобус», останавливаясь у доски, где написано пл. Минина, Дети садятся.)
Воспитатель: Вы догадались, что мы будем говорить о нижегородском кремле и его башнях.
Воспитатель: Какие башни Нижегородского кремля вы знаете? Сколько их?
Дети: 13 башен (называют их). Это:
1. Дмитриевская
2. Кладовая
3. Никольская
4. Коромыслова
5. Тайницкая
6. Северная
7. Часовая
8. Ивановская
9. Белая
10. Зачатьевская
11. Борисоглебская
12. Георгиевская
13. Пороховая.
Воспитатель: Какой формы башни кремля?
Дети: Круглые и квадратные (5 квадратных и 8 круглых).
Воспитатель: Мы с вами расскажем о башнях нижегородского кремля, о том, чем знаменита каждая из них. Посмотрите на экран и скажите, что это за сооружение?
(На экране появляется Дмитриевская башня).
Дети:Это Дмитриевская башня. Она названа в честь князя Дмитрия Константиновича, который отстроил её из камня.
Воспитатель: Дмитриевская – главная башня. Это ворота на пл. Минина, на ней установлена икона святого князя Юрия Всеволодовича – основателя города.
(На экране появляется следующая башня – Кладовая)
Воспитатель: Почему она так называется? (Ответы детей). Название «Кладовая» говорит о назначении башни: она служила хранилищем всякой клади. Под каменными сводами башни в разные времена хранились крепостные орудия, ядра, пушечные припасы.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какую башню вы видите на экране.
(Появляется на доске Никольская башня, рассказ детей).
Да, ребята, башня названа по церкви Святого Николая Чудотворца, что стояла когда-то на улице Большая Покровская.
Воспитатель: У какой башни самая печальная легенда?
Дети: Самая грустная история у Коромысловой башни. (Появляется фото Коромысловой башни).
Воспитатель: Осадила Нижний Новгород несметная вражья сила. День за днем отбивались нижегородцы от агрессивного врага, и начали таять их силы. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - не хватало воды. Среди защитников нашлась одна храбрая девушка Алёна. Она вызвалась принести воду из речки Почайны. Рано утром под покровом тумана спустили ее со стены. Осторожно миновала она вражеские патрули, спустилась к реке Почайна, напилась сама, набрала полные ведра воды и стала подниматься с ними в крутую гору. И была уже близко к своим, как появился вражеский патруль. Враг поднял тревогу. Между захватчиками и девушкой завязалась ожесточенная схватка, в которой она оборонялась своим коромыслом. Девушка убила им несколько воинов врага, но и сама была убита. Храбрость девушки смутила врагов. Они рассуждали: "Если в этой крепости такие храбрые женщины, что одна из них без оружия убила несколько наших воинов, то каковы же должны быть мужчины?" И ушли, оставив город Нижний.
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию по Нижегородскому кремлю. А как называется эта башня? (на экране появляется фото Тайницкой башни).
Дети: Это Тайницкая башня.
Воспитатель: Своё название башня получила благодаря тайнику -тайному подземному ходу к реке Почайна.
Воспитатель: Следующая башня – это… Как она называется? (на экране появляется фото Северной башни).
Дети: А это Северная башня кремля.
Воспитатель: Северная башня не является самым северным сооружением в Кремле, но крепостная стена, протянувшаяся от Тайницкой башни в сторону Северной, совпадает с направлением на север.
Воспитатель: Пошли дальше. Вот подошли к следующей башне. Посмотрите на неё и скажите, как она называется. (На экране появляется Часовая башня).
Дети: Это Часовая башня. Она называется так потому, что в её верхней части находились главные городские часы. Она была Сторожевой башней, но славилась всё таки-своими часами.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!
Физ. минутка «Наша Родина».
Наша Родина – Россия. Столица Родины – Москва. Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали. Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто наш упругий мяч.
Воспитатель: Следующая башня – это… Подскажите, ребята, мне название следующей башни.
(Появляется фото Ивановской башни).
Воспитатель: С какой башни началось строительство кремля?
Дети: Ивановская башня – самая древняя. Она названа в честь находившейся неподалёку церкви Ивана Предтечи.
Воспитатель: Двигаемся дальше. К какой башне мы подошли?
(На экране появляется фото Белой башни).
Дети: Мы подошли к Белой башне.
Воспитатель: Это название башня получила потому, что нижняя часть её наружного фасада была выложена из белого камня.
Воспитатель: Мы двинулись дальше и подошли к следующей башне нижегородского кремля (появляется фото Зачатьевской башни). Как она называется?
Дети: Это башня Зачатьевская.
Воспитатель: Своё название она получила благодаря находившемуся рядом Зачатьевскому женскому монастырю.
Воспитатель: А сейчас мы находимся у башни под названьем…
Дети: Борисоглебская башня. Была названа в честь находившейся по соседству церкви Бориса и Глеба.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы, ребята! И добавлю, что эта церковь не сохранилась до наших дней.
Воспитатель: У какой башни стоит памятник Валерию Чкалову?
(На экране появляется фото Георгиевской башни).
Дети: Это Георгиевская башня. Она названа в честь храма святого Георгия Победоносца на Откосе.
Воспитатель: Как появилось название у Пороховой башни?
(Появляется Пороховая башня.)
Дети: В ней располагались 2 пороховых погреба.
Гимнастика для глаз.
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх, поморгать глазами)
Мы глаза сейчас закроем.
В группе радугу построим. (Посмотреть влево – вправо).
Вверх по радуге пойдем. (Посмотреть вверх).
Вправо, влево повернём, (Вверх, вправо, влево).
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз).
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими).
Воспитатель: Какие башни используются в наше время?
Дети: В наше время используется Дмитриевская башня – проходят выставки и Кладовая башня – находится бар-кафе.
Воспитатель: Как вы думаете, можно использовать другие башни кремля? Как вы себе это представляете? (Дети фантазируют.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте отправимся в детский сад. Что нужно сделать, чтобы сесть на автобус?
Дети: Перейти на другую сторону улицы, пойти на остановку, где стоит памятник Минину, который смотрит на свой древний город и призывает нижегородцев на борьбу с врагом.
(Дети встают и под песню «Веселый автобус» возвращаются в детский сад.)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы ещё побывать в кремле?
Дети: Да.
Воспитатель: А это можно сделать дома, вспомнить башни кремля и нарисовать их вместе с родителями, и мы сделаем выставку ваших рисунков.