Зотка Наталья
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Знакомство с литературным жанром — лимериком»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 65 комбинированного вида»
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ
Составитель:
Наталья Валерьевна Зотка,
воспитатель 1КК
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе „Знакомство с литературным жанром — лимериком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сочинительство. Учимся сочинять
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Тема: «Знакомство с литературным жанром - «лимерик».
Материалы: картинки предметов, действий рифмующихся, макет «Домик Рифмы»
Цель: Обучение дошкольников созданию лимериков.
Задачи.
Образовательные:
-Упражнять детей подбирать картинки с изображением предметов, названия
которых рифмуются.
-Упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
- Упражнять детей составлять рифмованные строчки по заданному
словосочетанию.
- Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании
рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Развивающие :
- умение подбирать рифму;
- обогащать словарный запас;
- логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность
слова, его точность, образность;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Словарная работа:
-Активизация словаря;
-Знакомство с понятием «рифма», «лимерик»;
-Подбор существительных, прилагательных, глаголов.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Складные картинки»,
«Отгадывание загадок», «Составь рифму».
Развивающая среда : дидактическая игра «складные картинки», модель
составления лимериков, карточки – признаки, картинки – предметы, картинки –
глаголы.
ХОД:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята.
Скажите: «Вы любите стихи?» (ответы детей).
Воспитатель:
А я очень люблю стихи, особенно весёлые, шуточные и смешные. Мы с ребятами их
сочиняем сами. Послушайте некоторые из них.
Жила-была маленькая улиточка,
Она была легкая, как ниточка,
За пушинку держалась,
Улететь не боялась
Вот какая смелая улиточка
Жил-был мужчина,
Красивый как пружина.
Он в Африке гулял,
И клоуна гонял.
Вот какой необычный мужчина!
Жил-был рот
Голодный как крот,
Кашу уплетал,
Крота не замечал.
Вот какой голодный рот!
Воспитатель:
Эти коротенькие, смешные стихотворения называются ЛИМЕРИКАМИ, Они
состоят из пяти строк, где первая строчка рифмуется со второй, третья с четвёртой. А
пятая является выводом стихотворения и может не рифмоваться.
Воспитатель:
Давайте скажем вместе: «ЛИМЕРИКИ»
Кто повторит: «Что такое лимерик?»
Дети: Это коротенькое, смешное стихотворение.
Воспитатель:
Такие стишки сочиняли в Ирландском городе Лимерик (демонстрация города
Лимерик на картинке). А первым автором лимериков считается Эдвард Лир (картинка
Э. Лира). Лимерики очень похожи на стихотворные сказки – небылицы нашего поэта
Корнея Чуковского. Вспомните сказку «Путаница», где
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(Демонстрация картинки с крокодилом)
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите попробовать сочинить весёлое стихотворение - лимерик?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто вспомнит, что такое лимерик?
Дети: Смешное, маленькое стихотворение.
Воспитатель:
А, вы знаете, что без РИФМЫ нельзя сочинить стихотворение?
«Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково»
Скажем вместе «РИФМА»
Например, послушайте
Жила-была бабушка,
Зеленая как жабушка.
(«бабушка – жабушка» - складно, же получается)
А, ещё?
По лесу скакала,
Ступу потеряла.
(«скакала – потеряла» - тоже складно получается)
(ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим умеете ли вы находить слова в рифму.
Давайте поиграем в игру «Складные картинки». (К игре подбираются парные
картинки, названия которых рифмуются. Дети должны собрать все пары.)
Я буду показывать вам картинку, а вы должны найти к ней другую картинку,
которая рифмуется, например: поросёнок-гусёнок.
Идёт игра.
Воспитатель:
А теперь давайте попробуем найти рифму к словам на слух». Я называю слово, а
вы отвечаете рифмой.
Например: слово «Кошка» (картинка с кошкой вывешивается на доску, а ответы
детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Кошка – ладошка,
картошка, крошка, ложка, матрёшка, лепёшка, гармошка, ножка, брошка, мошка и т.
д.)
Идет игра.
Воспитатель:
А, теперь, задание потруднее, давайте попробуем подобрать рифму к слову-действию,
например: «БЕЖАЛА»» (картинка с действием вывешивается на доску, а ответы
детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Бежала - лежала, играла,
рисовала, рыдала, плясала, показала, дышала, устала, записала, давала, кричала, упала,
встала, собрала)
Идет игра.
Воспитатель:
А сейчас, давайте мы с вами попробуем составить рифмованные предложения.
У меня есть вот такая схема по составлению лимериков.
Кто расскажет, что такое лимерик?
Дети: Небольшое, веселое стихотворение.
Воспитатель:
Правильно, лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. И оно должно быть
немного сказочным, загадочным и обязательно смешным. Лимерики можно начинать
со слов ЖИЛ-БЫЛ, ЖИЛА-БЫЛА. Раз мы подбирали рифмы к слову кошка, давайте и
придумаем лимерик про кошку.
Воспитатель: Жила – была (кто)
Дети: кошка.
Воспитатель: Какая? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку
«влажности» : сухая или мокрая)
Дети: мокрая.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была
мокрая кошка».
Воспитатель: И была как? Подбираем рифму к слову – кошка.
Дети: Ложка.
Воспитатель: Какая? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку «вкуса»).
Дети: сладкая.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была
мокрая кошка. 2. И была как сладкая ложка».
Воспитатель: что делала кошка? Выбираем карточку - действие.
Дети: «Бежала»
Воспитатель: Что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была мокрая кошка. 2. И
была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала».
Воспитатель: И что еще может делать кошка? Подбираем рифму к слову –
действию «бежала».
Дети: «Упала».
Воспитатель: С кем или с чем кошка может упасть?
Дети: С мышкой!
Воспитатель: Смотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была мокрая
кошка. 2. И была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала. 4. И с мышкой упала!»
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод: какая получилась кошка?
Дети: Хитрая.
Воспитатель: Давайте полностью строчку проговорим.
Дети: Вот какая хитрая кошка.
Воспитатель: Давайте повторим стихотворение полностью: (хором) 1. «Жила –
была мокрая кошка. 2. И была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала. 4. И с мышкой
упала! 5. Вот какая хитрая кошка!»
Воспитатель: Ребята у нас получилось очень смешно, мы с вами сочинили лимерик.
Воспитатель: Ребята, что такое лимерик?
Дети: маленькое и смешное стихотворение.
Воспитатель:
Было трудно? (ответы детей)
Понравилось? (ответы детей)
Хотите еще сочинить лимерик?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда вам задание: до следующего занятия придумать про кого или про
что мы с вами будем сочинять лимерик.
СХЕМА:
Жила-была (жил-был…
И была (был) как…
Что делала (делал?.
И что еще делала (делал, (с кем, чем?.
Вывод: Вот какая (какой…