Галина Изотова
Конспект занятия «Знакомство с историей происхождения русских народных музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Волшебный сундучок».
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с историей происхождения русских народных музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
6. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
7. Развивать в детях самостоятельность и инициативность с помощью импровизации на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
(слайд №1 и звуком 1)
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук. : - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
(поет) Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Муз. рук. : - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный…. (инструмент.)
Муз. рук. : - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) А с какими р. н. музыкальными инструментами вы уже знакомы? (ответы детей) Хорошо. И сегодня нам будет помогать уже знакомый вам «Волшебный сундучок». Давайте рассмотрим его. (рассматриваем сундучок) Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке? (ответы детей). Правильно, это волшебный сундучок с музыкальными инструментами, давайте откроем его и посмотрим. (открываем сундук, а там пусто) Ой, что же это такое, все музыкальные инструменты исчезли!
Звучит русская народная мелодия
Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню. Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. А какие инструменты исполняют эту мелодию? (ответы детей) Давайте попробуем вместе найти наши потерянные инструменты и вернуть их в волшебный сундучок! Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками в путешествие!
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)
Слайд №2 и ЗВУК.
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки) Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК). А теперь, Савелий, возьми пожалуйста погремушку и положи ее в «Волшебный сундучок».
(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (Слайд №6). Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК). Андрей, положи пожалуйста трещотку в «Волшебный сундучок». Ребята, наш сундук уже потихоньку наполняется инструментами! Отправляемся дальше!
(слайд №9) Муз. рук. : - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК). А теперь Алиса, возьми пожалуйста свирель, и наполни наш сундучок еще одним прекрасным инструментом!
(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12). Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Василиса, положи пожалуйста балалайку в «Волшебный сундучок». А теперь, ребята, давайте послушаем русскую народную мелодию : «Во саду ли, в огороде».
Слушаем «Во саду ли, в огороде»
Муз. рук. : - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными. Ну что ребята, мы с вами нашли все потерянные инструменты, заглянем в наш волшебный сундучок? (да) Дети, перечисляют все инструменты, те, кто быстрее всего дает ответы, выбираются на роль ведущих в следующей игре.
Муз. Рук. : Ура, все инструменты на месте! А вы бы хотели стать музыкантами? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю» Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если зазвучали гусли – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю» Ребенок-ведущий выходит, все дети отворачиваются, ребенок играет на инструменте, дети поворачиваются и называют ответы, и т. д.
Муз. рук. : Ребята, спасибо за помощь!
(Звучит русская плясовая)
Муз. рук. : - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой.
(Дети импровизируют танец.)
Муз. рук: Ай да, детки молодцы, все танцевали от души. Но ребята, не зря ведь вы сегодня узнали много новых музыкальных инструментов. Наш сундучок стал богаче, и вы теперь смело можете взять себе по инструменту, и все вместе начнем играть, получится самый настоящий оркестр! (дети подходят и берут себе по инструменту). Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)
Муз. рук. : - А кто руководит оркестром?
Дети: - Дирижер!
Муз. рук. : Правильно! И сегодня я буду дирижером вашего замечательного оркестра! Громко, сильно не стучите, инструменты берегите! Музыку слушайте внимательно! В ритм попадайте обязательно!
ОРКЕСТР «Ах, вы сени». После номера дети складывают инструменты на место.
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? О каких новых музыкальных инструментах вы сегодня узнали? (ответы детей) Вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, а наш «Волшебный сундучок» пополнился и стал богаче. На этом наше увлекательное путешествие закончилось, давайте с вами попрощаемся. (прощание под инструмент).
(Дети под музыку р. н. м. выходят из зала)