Галина Иванцова
Консультация для педагогов на тему «Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социального интеллекта у детей – это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые: Д. Б. Эльконин, Т. И. Бабаева, М. Р. Битянова и др.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Важным условием становления социального интеллекта является семья. Непосредственное влияние оказывают стили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием межличностного взаимодействия.
Савенков В. А., характеризуя концепция социального интеллекта, выделяет три группы, описывающие следующие критерии: когнитивные (познавательные, эмоциональные и поведенческие
Когнитивные:
Социальные знания - представления об эмоциональных состояниях: интерес, страх, отвращение, гнев. печаль, удивление, радость
Социальная интуиция - способность понимать и оценивать проявление эмоциональных состояний с позиций социально одобряемого и не одобряемого поведения
Социальное прогнозирование - умение определять варианты развития ситуации, связанные с проявлением эмоциональных состояний
Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создание разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации и т. д.
Игры и игровые упражнения на развитие социального интеллекта
Упражнение «Люблю – не люблю»
Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…» Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…»
«Магазин игрушек»
Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты.
Ход игры: Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой будет каждый из них, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: «Что это за игрушка?». Услышав вопрос, игрушки начинают двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся, уходит без покупки.