Алина Аниканова
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет большое влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразных видов деятельности. На протяжении дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают интелектуализованный характер.
Публикация «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновение у детей старшего дошкольного возраста сложных эмоций является взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер их психологического развития. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.
эмоционального развития детей дошкольного возраста, на современном этапе, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольники не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают детские ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир разнообразным, прекрасным и значащим.
Формирование значительной части эмоционального опыта ребенка, в частности динамики экспрессивных действий, адекватности эмоционального реагирования, развития эмпатии, саморегуляции, а также выражение личностных особенностей общей эмоциональности, тревожности, сензитивности, фрустрированности происходят преимущественно под влиянием именно этих факторов в дошкольном периоде.
Психологи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно - эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии.
Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке.
За период детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются в связи с изменениями общего характера общественной деятельности ребенка и его мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, связанных с удовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, связанные с тем, насколько хорошо она выполнила свои обязанности, какое значение имеют его действия для других людей и в какой мере она придерживается норм и правил поведения.
Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться».
Также к основным психологическим новообразованиям дошкольного возраста относятся : возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.
Как отмечают ученые Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, В. С. Мухина именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей отзывчивости, эмпатии, гуманности.
Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные образцы, эталоны, правила и нормы. Это происходит через действие общего механизма базисных этических понятий и частных механизмов идентификации; подражания–имитации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс развития нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается важнейшее новообразование – развивается эмпатия, способность сопереживать, сочувствовать.
Как указывают О. А. Белобрыкина, Л. М. Алибекова, в старшем дошкольном возрасте дети способны к достаточно острым переживаниям не только сочувствия, сострадания, но и к ярким проявлениям зависти.
С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие); научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок обнаруживает способность удерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенных норм поведения. Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведение, особенно, когда оно связано с новой ролью.
Таким образом, изучение особенностей эмоционального развития в дошкольном возрасте позволяет сделать вывод, что к у ребенка-дошкольника увеличивается устойчивость чувств, они становятся более обобщенными, осознанными, глубокими, возрастает умение детей дошкольного возраста регулировать свои эмоциональные реакции, в этот период появляются новые, высшие чувства: ребенок оказывается способным сопереживать и сочувствовать другим людям. Именно в возрасте 5-6 лет дети осваивают высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ребенку понять переживания другого человека.