Ольга Деревянко
Значение физминуток для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (презентация)
Автор: Деревянко О. В. ,Кувшинова С. Г- воспитатели,
Шелехова О. А. - муз. руководитель.
С каждым годом все острее встает вопрос о воспитании и развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии.
Публикация «Значение физминуток для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Успех преодоления речевых расстройств у дошкольников зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса.
Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии и дошкольных учреждений постоянно дают рекомендации по развитию у детей с тяжелыми нарушениями речи чувства ритма.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, то у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.
Чувство ритма развить не так уж и просто. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше, используя такие формы работы, как речевые и музыкальные игры, ритмические упражнения.
По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Использование координации речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения дошкольника. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РИТМА:
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.
Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать в различных движениях, жестах, игре.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует развитию координации речи и движения, интонационной стороны речи. Кроме этого у ребёнка развивается воля, восприятие, внимание и память, выразительность движений и эмоциональность.
Психофизические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи: нарушение психических процессов и свойств, недостаточность внимания и памяти, плохая координация движений и ориентировка в пространстве, нарушение процессов возбуждения и торможения, замедленное включение деятельности, слабая заинтересованность. В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация.
Речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. А так же при помощи физминуток и динамических пауз. Ведь связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы.
Следовательно, в ритмической работе используются специальные упражнения, направленные на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения.
Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры слов, речь становится более плавной.
ФИЗМИНУТКА – ЭТО ВАЖНО!
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха.
Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.
По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:
1. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за столом. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
2. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям.
3. Должны быть связаны с темой и содержанием занятия, носить игровой характер
4. Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
В состав упражнений для физминуток могут входить:
• упражнения по формированию осанки,
• укреплению зрения,
• укреплению мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• психогимнастика,
• дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
При использовании физминуток для детей с ОВЗ, мы решаем следующие коррекционные задачи:
• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
• воспитание чувства ритма и темпа;
• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• активизация речевых процессов; устранение недостатков слоговой
структуры слов;
• воспитание умения работать сообща.
Использование речевых физминуток помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Физминутки любимы детьми. Во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребенок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость. Для детей с ОВЗ физминутка имеет особое значение. Она помогает делать речь у ребенка более четкой, ритмичной, эмоциональной, развивается слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывается координация и совершенствуется общая моторика.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время занятия у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от педагога, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для педагога, что детям срочно требуется физминутка!
Физминутка - один из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей.
Физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин. Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут.
Продуманный отдых в 2-3 минуты способствует коррекции моторики и речи детей, а также плавно подводит детей к следующему элементу или этапу занятия.
Следует подчеркнуть, что физкультминутки можно проводить как в положении стоя, так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном направлении, то в другом направлении или произвольно по всей группе. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом.
Физкультминутка может повторяться до трех раз за занятие, по желанию детей. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.
Классификация физминуток.
1.Оздоровительные - танцевальные,
ритмические,
гимнастика для глаз,
пальчиковая гимнастика.
2.Физкультурно-спортивные - общеразвивающие упражнения,
подвижные игры.
3.Двигательно-речевые - дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика.
4.Когнитивные - дидактические игры с движениями,
психогимнастика,
развивающие игры,
двигательные действия и задания.
5.Креативные - гимнастика ума,
Пантомимическая гимнастика,
Необычные движения,
Пальчиковая гимнастика,
Сюжетно-ролевые игры.