Юлия Сулейманова
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию.
Тема:«Зимующие птицы».
Составила: воспитатель ср. гр. Сулейманова Ю. В.
Цель: Формировать представления о зимующих птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Познакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц.
2. Развивать мышление, наблюдательность;
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная работа:
Беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно;
Оборудование:
Карточки – загадки; демонстрационный материал:карточки с изображением птиц
маски птиц : синицы, снегири, вороны, голубь, разрезные картинки птиц, тарелочки с разным кормом, кормушка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок- Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, «перелетные», улетели в теплые края, а другим «зимующим» нечем питаться. А каких птиц называют перелетными? А каких птиц называют зимующими? И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…»
-Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?
Карточки - загадки про птиц : (Дети отгадывают. Тот, кто отгадал, на магнитную доску вешает картинку с изображением птицы.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
-Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
-Почему их называют зимующими (способны зимой найти себе еду,питаются семенами, зернами, ягодами)
-Легко ли зимующим птицам зимой (снег укрыл землю и различные насекомые прячутся под землю, они не могут найти себе корм)
-Что у них общего? (туловище, голова, крылья, лапки, глаза, клюв, все части тела покрыты перьями).
-А чем же они отличаются? (окраской)
-А как птицы двигаются? (летают, ходят на лапах)
-Молодцы ребята! - Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок –Лесовичок…
-На столах лежат разрезные картинки с изображением птиц.
-Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё.
Дети (1 подгруппа) : Это птица синица. Какая это птица?
- Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь.
Дети(2 подгруппа) : Это птица воробей. Какая это птица?
Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.
Дети (3 подгруппа) : Это птица снегирь. Какая это птица?
Воспитатель: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики на свои места.
-Молодцы все справились с заданием.
Физминутка:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар, кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Воспитатель: Давайте опять заглянем в посылку (шапочки птиц)
-А как люди помогают птицам зимой? (делают кормушки, подкармливают птиц).
-Снега зимой много намело. И у нас в группе есть сугроб. И есть кормушка.
-А теперь давайте поиграем, я раздам каждому маску с изображением зимующей птицы, а вы представите, что вы эта птица.
-Я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».(На столе стоит кормушка).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок- Лесовичок.
«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам покормить птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок –Лесовичок.»
-Ну, что ж, ребята, давайте выберем корм для птиц. Давайте подумаем и выберем тарелочки с нужным кормом.
-Чем питаются синицы (любимое лакомство-сало).
-Чем питаются снегири (семена, рябину).
-Чем питается голубь (семечками)
-А теперь корм высыпем в кормушку.
-Сегодня мы пойдем на прогулку и возьмем нашу кормушку, повесим ее на веточку,будем ждать пернатых гостей.
Резерв
- Есть и такие птицы, что прилетают к нам только зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости, еще их называют «кочующими». Сейчас мы познакомимся с одной из таких птиц- свиристель. Свиристель- это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Она дымчато- розового цвета, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Летом эти птицы питаются насекомыми, различными ягодами. Осенью и зимой главная пища – ягоды рябины, плоды шиповника. Зимой кочуют стайками в поисках корма.
-Наше занятие подошло к концу.
-О ком мы говорили на занятии?
- Почему зимующие птицы не улетают?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
-Чем мы можем покормить птиц, когда пойдем на прогулку?