АННА МАРЧЕНКО
Журнальная живопись как способ творческого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Журнальная живопись, как способ творческого развития детей дошкольного возраста»
«Творчество -это загадка, которую художник задает себе сам» (Станислав Еже Лец)
Дети, с которыми занимались в детстве творчеством, часто становятся более успешными во взрослой жизни из-за нестандартного мышления.
Публикация «Журнальная живопись как способ творческого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2023
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Творчество - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
В дошкольном возрасте ребёнок является маленьким исследователем, овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных нетрадиционных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка.
Однажды я увидела необычные картины: издалека выглядят как обычные творения в духе импрессионизма, а когда подойдешь близко - ахнешь, ведь они созданы из обрезков глянцевых журнальных страниц! Меня очень заинтересовала эта техника.
У техники «журнальной живописи» нет какого-то одного основателя. Многие художники начинали клеить коллажи из журналов одновременно и независимо друг от друга. Сейчас мастерству создавать картины из обрезков и вовсе обучают в художественных школах. Я стала выяснять секреты «журнальной живописи». Все оказалось так просто, что даже дошкольники справятся!
Это интересный и творческий приём. Он предполагает использование ножниц и не требует навыков красивого вырезания.
Коллажи из журнальных вырезок малозатратные, прочитанные старые журналы найдутся в каждом доме.
Обрывки журналов и газет «на выброс» обретают новую жизнь в коллаже. Коллаж - это творческая игра.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нестандартных технологий. У детей возникают новые идеи, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
1. Учить детей различным техникам изготовления коллажей, самостоятельно определять замысел, сочетая разнообразные цвета, технически грамотно сочетать и применять материалы.
2. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Практическая значимость данной работы заключается:
- в развитии умения детей создавать художественные образы;
- в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умения владеть инструментами и материалами;
- работа в данной расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
- Работа с бумагой, даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям
-для снятия психоэмоционального напряжения ребенка, в процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и состояние ребенка нормализуется, а когда он видит результат своего труда - глаза блестят!
-для формирования коммуникативных навыков, сплочения группы детей предлагается создать общий коллаж ("картину", "город", "волшебную страну" и т. д.) на большом листе. Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один - совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.
-метод коллажа можно использовать и в работе над проектом по теме недели. Например, тема "Космос" : можно предложить детям выбрать продукты питания, занятия которые служат укреплению здоровья и наоборот, ухудшают здоровье.
Развитие творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:
- От простого к сложному. Навыки детей в художественно-продуктивной деятельности складываются в результате систематических занятий, учитывая возрастные особенности, от простого и постепенно переходя к более сложному. Работа над коллажем ведется поэтапно, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
- Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, прочность, запоминание. Наглядность обучения - это создание у ребенка зрительных образов, обеспечение восприятия окружающего, включение непосредственно в практическую деятельность, установив связь обучения с жизнью. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
- Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети изображают то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Также следует создать условия для проявления и развития детского творчества :
- организация взрослыми интересного, содержательного, богатого яркими впечатлениями времяпровождения детей;
- создание непринуждённой и эстетически благоприятной обстановки, опережающей развитие детей, отсутствие заорганизованности;
- наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
- свобода выбора детьми темы, цветового и композиционного решения.
Все это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Следует заметить, что во многом результат деятельности дошкольника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности, используя различные формы проведения занятий
Давайте разберёмся, как создать коллажи в технике «журнальной живописи» :
1|| Для начала вам нужен набросок рисунка. Без него хорошего коллажа не получится. Потренируйтесь на пейзажах - горы, поля, лес вдалеке или одинокое дерево на переднем плане.
2|| Соберите все журналы, которые хотели выкинуть. Вырвите из них все заслуживающие внимания художника страницы и распределите их по цветам в разные файлы (это для удобства хранения) : все красные оттенки в один файл, все синие - в другой, все разноцветье - в третий и так далее. Когда вам нужно будет заклеить небо, вы точно знаете, в каком файле искать голубые оттенки.
3|| Используйте для работ плотную бумагу, например, акварельную. Во-первых, она хорошо держит форму, а во-вторых, вам может понадобиться добавить в картину акварельных штрихов. В картине из журнальных кусочков хорошо приживаются и краски.
4|| Журнальные страницы можно резать, а можно и рвать. Рваный край отлично выглядит в пейзажных коллажах-зарисовках.
5|| Клей можно наносить на фон и сразу приклеивать кусочки журнальных страниц. А можно пропитать клеем губку и просто дотрагиваться обрезком бумаги до губки перед приклеиванием. Нет правильной и неправильной последовательности приклеивания кусочков. Ориентируйтесь на свою картину и свое желание.
6|| Кусочки можно приклеивать друг на друга, не особо заботясь о точности, и даже оставляя между кусочками зазоры - техника журнальной живописи не особо придирчива к таким мелочам.
7|| В конце работу лучше покрыть лаком и заключить работу под стекло, размещать лучше на теневой стороне стены, чтобы картина не выцветала.
А теперь я предлагаю вам создать красоту из журнальной макулатуры.
Отличных вам работ!