Наталья Голосова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животный мир полярных районов Крайнего Севера (Арктика)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР полярных районов крайнего севера (Арктика)»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы. 4
Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего севера (Арктики)
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Животный мир полярных районов Крайнего Севера (Арктика)“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Закрепление представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
-Расширение кругозора детей.
-Развитие внимания и зрительного восприятия;
-Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме «Животный мир крайнего севера»
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Активизация словаря: (Арктика, Антарктида, континент, ледокол, айсберг, тундра, мхи, лишайники, белый медведь, гренландский кит, кашалот, касатка, белуха, нарвал, северный олень, тюлень, морж, морской лев, песец, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, и т. д.)
Методы приемы: беседа, динамическая пауза, дидактические игры и упражнения.
Материалы и оборудование: проектор, презентация «Животные Севера», глобус, слайды флоры и фауны Крайнего севера, ледокола, картинки животных крайнего севера и их детёнышей, разрезные картинки «Животные севера», звуковое сопровождение, клей, емкости с водой, полотенце, детский крем.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста какое сейчас время года?
- А как вы думаете есть ли на свете такое место где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (ответы детей)
- Я вас не случайно спросила о севере.
- Дело в том что к нам в дет сад пришло письмо, как вы думаете от кого оно, от самой Снежной Королевы, и сейчас я вам его прочитаю (читает письмо. В письме Снежная Королева приглашает детей посетить ее владения и познакомиться с ее подданными-животными)
- Ну что ребята, не испугаемся отправится в гости к Снежной Королеве?
- Ой,ребята а на чём же мы доберёмся до владений Снежной Королевы? Ведь она живет где? (на северном полюсе) ( дети перечисляют все варианты: самолёт, ледокол, собачьи упряжки, поезд)
- Выбираем ледокол. Но в какую сторону плыть? Нам для этого понадобится карта или глобус.
2 сл. - А кто мне скажет что такое глобус? (уменьшенная модель земли). Наша планета - это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
- Вот у меня есть глобус, давайте посмотрим куда же мы отправляемся
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружён!
Два полюса два братика
Антарктика и Арктика
- Вот здесь находится Северный полюс (показывает)
- Мы отправляемся с вами туда, где царство холода и льда!
Слышится гудок ледокола
3сл. - Ледокол – это огромный корабль, который раскалывает льды северного ледовитого океана и прокладывает путь другим кораблям.
- На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области : Арктика на севере, Антарктида на крайнем юге. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на южном полюсе.
4сл - Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
- Мы с вами сейчас находимся в северном ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы- 5сл.
- Дети как вы думаете, опасны ли айсберги для кораблей? Почему?
- Вот мы и приплыли в «Арктику.
6сл. - Ребята, на Севере есть районы, где на много километров, на огромные расстояния в длину и ширину тянется тундра.
7сл. - Уже в сентябре здесь начинается зима. С середины зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная, полярная ночь.
6 сл. - Неделями бушуют вьюги, сильные морозы сковывают природу. Реки промерзают до дна.
-В это время можно наблюдать очень красивое, не обычное, завораживающие природное явление
Что за чюдо - чюдеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой ковер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет. (Северное сияние) –8сл.
- Оживает тундра только летом - 9сл.
- Целыми днями солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остаётся многолетняя мерзлота. Природные условия очень суровы: короткое холодное лето, длинная, морозная зима.
- Ребята как вы думаете, все эти условия оказывают влияние на растительный мир тундры? (ответы детей)
- Конечно влияет. Все растения низко рослые.
10 сл. - лишайники, мхи. 11 сл. - карликовая береза, дриада, 12сл – морошка, шикша.
- Ну я смотрю вы замёрзли, давайте мы немного разомнёмся и согреемся.
Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лёд, и тень -дети обнимают себя за плечи
Полгода – ночь - закрывают глаза ладонями
Полгода – день. - выпрямляются, поднимают руки
Из льда здесь люди строят дом, - соединяют руки над головой (крыша)
И океан покрыт весь льдом. - разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. - ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь - делают махи руками
Лишь мишка, белый, словный иней, - подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни - руки на поясе, стоят смирно
- Ну что согрелись?
- Вот как холодно во владениях Снежной королевы.
- Но к этим суровым условиям приспособились не только растения но и животные. А какие мы сейчас узнаем и помогут нам в этом волшебные стихи:
Слайды с изображением животных :
Длинный мех бел, как снег.
Есть тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец –
И заботливый отец.
Трёх метровый великан,
Весит тысячу килограмм (Белый медведь) – 13сл.
- Ребята а вот почему когда медведь вылезает из воды, его шерсть не покрывается льдом? Ведь он мокрый и на сильном морозе вода превращается в лёд.
Опыт:
- Чтобы понять почему так получается проделаем с вами опыт.
- В емкость с водой опустите руку и тут же вынь её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корку льда.
-Теперь вытрите руки и слегка смажьте их кремом. Снова опустите руки в воду и выньте их. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды нет значит, рука не покроется корочкой льда. Вот и у медведя шерсть покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замерзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замерзнуть.
Толстый в складку богатырь –
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий но густой.
Угадайте - ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж) – 14сл.
Что за хищник за такой,
с шерстью бело - голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец) – 15сл.
Словно царскую корону,
носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень) – 16сл.
Головка и хвост,
Вместо лап - плавники,
Ленив он на льду
И проворен в водице,
Детишек их называют «Бельки»
Скажи что за зверь
Возле льдины резвится? (Тюлень) – 17 сл.
18 сл. - Полярная сова,
19 сл. - Полярный заяц,
20 сл. - Полярный волк,
21 сл. - Лемминг
22 сл. - Як, Овце бык
23 сл. - Морской лев, Морской слон
24сл. - Касатка, Нарвал
25 сл. - Белуха.
26 сл. - На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездятся множество морских птиц:
27 сл. - Тупики, Кайры
По побережью живут
28 сл. - гуси, утки.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру.
Игра «Угадай, что за зверь?»
- Представим себе, что сейчас наступила полярная ночь, стало очень темно и только северное сияние освещает Арктические просторы, как же мы узнаем наших друзей зверей (по контуру). Педагог демонстрирует слайды с контурами животных Севера. Дети узнают и называют их.
29сл. – Белый медведь
30сл. – Песец
31 сл. – Заяц
32 сл. – Морж
33 сл. – Тюлень
34 сл. – Полярная сова
35сл. - Олень
Следующая игра, которую я вам хочу предложить, называется «Собери животное» - в конверте разрезанные картинки животных. Дети выбирают понравившийся конверт, собирают животное и называют его (у каждого ребенка индивидуальный цветной конверт)
Игра «Кто лишний» Животные разных континентов смешаны, дети должны убрать лишних и оставить только северных. –36сл. 37сл.
38сл. - Звучит завывание ветра, вой пурги.
- Ой какая пурга ребята поднялась – стихает.
39сл. - Звук телефонного звонка.
- Ой ребята у меня зазвонил телефон: алё, кто говорит, морской слон.
Ребята у животных во время пурги потерялись их детеныши и животные просят нас помочь им их найти. Поможем?
Игра «Малыш потерялся» Детей делят на две группы. Картинки в 2х конвертах, по 5 штук в каждом. Вопросы задаются поочередно каждой группе. Дети в своем конверте находят взрослое животное и его детеныша и приклеивают на лист ватмана (панно «Животные Арктики»)
- А ну ко давайте вспомним ко гоже будем искать?
По смотрите ка друзья
Да их тут целая семья:
1. У медведя – медвежонок, 1к.
2. У тюленя – тюленёнок, 2к.
3. У волчицы – волчонок 1к.
4. У оленя – оленёнок 2к.
5. А у яка – телёнок 1к.
6. У совы – совёнок 2к.
7. У моржа сынок - моржонок 1к.
8. Детям северной лисицы 2к.
Дома вовсе не сидится
9. У зайца – зайчонок 1к.
10. У гуся – гусёнок 2к.
Рефлексия:
1. Где мы побывали? (На Северном полюсе)
2. Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе?
3. Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
4. Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе? (полгода длится полярная ночь и полгода день)
5. Каких животных мы встретили?
6. Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, моржа, тюленя?
7. Чем питаются эти животные?