Лидия Ильиных
«Здоровячок». Мини-программа валеологического воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровячок»
мини-программа
валеологического воспитания детей в ДОУ
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20 - 25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, а также семья, включая всех ее членов. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей.
Публикация «„Здоровячок“, Мини-программа валеологического воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В результате была создана мини - программа валеологического воспитания «Здоровячок», которая отражает эффективные подходы к решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста.
Программа «Здоровячок» направлена на воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление их здоровья.
• Охрана и укрепление здоровья детей;
• Формирование жизненно необходимых гигиенических и двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• Создание условий для реализации потребности в здоровом образе жизни и потребности детей в двигательной активности;
• Обеспечение физического и психического благополучия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
• Закон РФ «Об образовании».
• Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
• Программа ДОУ СОМ д/с «Веселый городок» «Здравушка».
• Устав образовательного учреждения.
• Повышение образовательного уровня детей и взрослых в области
оздоровления.
• Осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа
жизни.
• Овладение навыками самооздоровления.
• Снижение уровня заболеваемости.
ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Дети дошкольного образовательного учреждения, их родители и
педагогический коллектив детского сада.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между
возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния
здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей
на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного
результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• Организация здоровьесберегающей среды, способствующей физическому
и психическому развитию детей и снижению заболеваемости.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач.
• Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и
семьи.
• Изучение передового педагогического, медицинского и социального
опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных
технологий и методик.
• Систематическое повышение квалификации воспитателей.
• Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1. Обучение и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
2. Обучение основам безопасности жизнедеятельности
• занятия,
• дидактические игры,
• театрализованные игры,
• народные игры,
• обучение кукловедению
3. Закаливающие и водные процедуры
• босохождение,
• умывание прохладной водой,
• мытье рук до локтя,
• игры с водой,
• хождение по солевым дорожкам,
• проветривание помещений,
• сон при открытых фрамугах,
• прогулки на свежем воздухе
4. Арома-и фитотерапия
• ароматизация помещений,
• аромаподушки,
• фитопитание (чай, отвары,
• чесночная терапия (во время эпидемий ОРВИ и гриппа в профилактических целях)
5. Витаминотерапия
• витамины, сироп шиповника
6. Физические упражнения
• утренняя гимнастика,
• физкультурно-оздоровительные занятия,
• подвижные игры,
• спортивные игры,
• профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопие, зрение,
• прогулки
7. Точечный массаж, самомассаж, сухое умывание, пальчиковая гимнастика.
8. Дыхательная, звуковая гимнастика.
9. Музтерапия
• музыкальное сопровождение режимных моментов,
• музоформление фона занятий,
• музтеатральная деятельность,
• хоровое пение.
10. Аутотренинг и психогимнастика
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
• игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний,
• коррекция поведения.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
1. Оборудование групповой комнаты (создание специальных зон для обеспечения комфортности детей в ДОУ)
2. Приобретение необходимого оборудования
• тренажеры, мячи, скакалки, обручи и т. д. ;
• массажные дорожки для ног и массажеры для рук
3. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в группе
• своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ
• соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени
4. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение
- Разработка валеологической программы «Здоровячок» и внедрение ее в практику
- Разработка и внедрение здоровьесберегающих форм работы
• закаливание и водные процедуры
• ароматерапия
• фитотерапия
• витаминотерапия
• массаж
• дыхательная гимнастика
- Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
• сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
• консультативная работа
• педагогические встречи
• совместное оформление групповой комнаты
• фотовыставки
• развлечения с участием родителей
• совместное обсуждение планов на будущее