Ирина Архипович
Социальное благополучие детей с ОВЗ как часть валеологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием ее благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития. В настоящее время социальное благополучие называют интегральным показателем эффективности функционирования социальной сферы, отражением социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатором социальной безопасности общественной системы.
Публикация «Социальное благополучие детей с ОВЗ как часть валеологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Социальное благополучие современного государства складывается из благополучия каждого отдельного гражданина. Лица с ограниченными возможностями здоровья и их семьи являются на настоящий момент одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо социальных трудностей, характерных также для других категорий граждан, люди, имеющие инвалидность, сложнее адаптируются к различным социальным изменениям, имеют проблемы в связи с недостаточностью развития нормативно-правовой базы, обладают пониженной способностью к самозащите своих прав, страдают от неразвитости систем помощи со стороны государства и негосударственных организаций и практически все являются малообеспеченными. Именно поэтому социальная интеграция лиц с инвалидностью является важнейшим фактором формирования социального благополучия. Следовательно, необходимо определить основные содержательные характеристики данного понятия.
Благополучие личности складывается из ряда составляющих. Самым важным можно выделить социальный компонент. Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Социализация предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями – это залог нормального психосоциального развития дошкольников. Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста.
В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала. Применительно к дошкольному образованию опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведение здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание должно осуществляться как во время занятий, так и в свободное время. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.
Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом, материальной стороной своего существования, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры, хорошее физическое самочувствие, ощущение здоровья, это слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности и внутреннего равновесия.
Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для государства социальное благополучие каждого отдельного индивида крайне важно. И поэтому наше государство всеми доступными способами пытается оказать всестороннюю помощь и поддержку всем категориям граждан. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Так как дети являются более уязвимыми, но в, тоже время имеют равные права с другими членами общества, должны жить достойно, и не должны быть исключёнными из жизни государства. Согласно ФГОС одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является задача охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей. Дошкольные образовательные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века — человека здорового физически, духовно и нравственно, человека всесторонне и гармонично развитого. В Уставе Центра, как и в образовательной программе нашего подразделения задача охраны и укрепления здоровья дошкольников также находится на первом месте.