Екатерина Мишурова
Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мишурова Екатерина Викторовна
Китовское муниципальное
автономномное дошкольное
образовательное учреждение
(Китовское МАДОУ)
Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается
ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются
образы, в которых воплощается Родина»
В. М. Сухомлинский
Публикация «Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Реализация этнокультурного образования предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Одним из важных аспектов реализации этнокультурного воспитания является формирование общей культуры детей, развитие их физических и интеллектуальных качеств, создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.
Реализация этнокультурного воспитания и обучения детей, происходит в следующих направлениях:
1. Народная игровая культура.
Ребенку понятны и интересны такие ее формы:
- народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);
- народные игрушки;
- народные праздники;
- народный театр.
Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, знакомить детей с культурными традициями разных народов, культурному развитию дошкольников.
Подвижные народные игры в детском саду проводятся чаще, чем обычно. Детей учат обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов таких как «Масленица», а также дети участвуют в театрализованных постановках «Рождество», «Пасха» и. т. д.
2. Устное русское народное творчество.
Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорная деятельность включается в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
Что бы познакомить детей с фольклором нашей родины, педагоги нашего сада, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду, в которой размещены:
- различные виды театров;
- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;
- на группах организуются выставки по изобразительному искусству, живописи.
-библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы народов мира.
-собраны картотеки народных игр.
Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.
3. Декоративно-прикладное искусство русского народа.
Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь, а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка. Для этого были созданы макеты среды обитания северных народов и макеты русской избы в живом уголке.
4. Культурное пространство музея.
Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея. Воспитателями создан мини музей кукол в нем представлены куклы от старинных до современных. Среди них представлены обереговые, обрядовые, игровые куклы. Есть в нашей экспозиции кукла-колокольчик, хороводницы, пеленашки, птицы счастья, а также обереговые куклы народов севера ханты и манси, сделанные из разного природного материала. Создан мини музей Шуйского мыла, в котором представлены экспонаты ручной работы в виде детских игрушек.
Для реализации этнокультурного воспитания детей организованна выставка «русская изба», в которую входят экспонаты предметов русского быта печь, веретено, самовар, посуда и. т. д.
Таким образом, реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций, в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.