Ирина Круглова
Развивающая мини-программа по подготовке детей к обучению в начальной общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ МИНИ - ПРОГРАММА
«ПЧЕЛКА»
(подготовка детей к обучению в начальной общеобразовательной школе)
возраст: 6 – 7 лет.
Пояснительная записка
Развивающая программа «Пчелка» направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творче-ских способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активно-сти, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.
Публикация «Развивающая мини-программа по подготовке детей к обучению в начальной общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учи-тывать возрастные особенности детей в процессе их обучения и воспитания. Задача нашей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или ново-образования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, исполь-зуя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформи-рованность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприят-ных для развития ребенка, умение сформулировать элементарные навыки поведения в школе и подготовить к тем требованиям, которые будут предъявлены ему в данном учебном заведении.
Следует учесть тот факт, что данные развивающие занятия не тождественны тра-диционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл подготовительных занятий заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т. е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы.
В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соот-ветствии с психфизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обучение ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широ-кая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму.
Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развивающих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверст-никами, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Обсуждая проблему готовности к школе, считаем целесообразным поставить сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, можно выделить следующие параметры:
• умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющего способ действия;
• умение ориентироваться на заданную систему требований;
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, пред-лагаемые в устной форме;
• умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспри-нимаемому образцу.
Фактически – это параметры развития произвольности, являющиеся частью пси-хологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе необходи-мо выделить дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллек-том ребенка и отражает как общее его развитие, так и уровень его логического мыш-ления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у не-го должен быть развит фонематический слух.
Подведя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе : аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.
Нами для развивающей программы были разработаны и использованы различ-ные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной программе.
Карта – характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
1. Психологическая и социальная готовность к школе :
a. желание учиться в школе;
b. учебная мотивация;
c. умение общаться, адекватно себя вести и реагировать на ситуацию;
d. организованность поведения.
Методика: анкетирование, беседа, наблюдение, игротерапия.
2. Развитие игрально-значимых психофизиологических функций:
a. фонематический слух, артикуляционный аппарат;
b. мелкие мышцы руки;
c. пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;
d. координация в системе глаз – рука;
e. объем зрительного восприятия.
3. Развитие познавательной деятельности:
a. кругозор;
b. развитие речи;
c. развитие познавательной активности, самостоятельности;
d. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обоб-щения, установления закономерностей);
e. произвольность деятельности;
f. контроль деятельности;
g. темп деятельности.
4. Состояние здоровья.
I. Сенсомоторика.
Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успеш-ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсомоторной координа-ции и тонкой моторики руки:
1. Тест «Срисовывание образцов»
2. Методика «Домик»
3. Срисовывание графических образцов
4. Вырезание фигур из бумаги
5. Обведение по контуру геометрических фигур, штриховка
6. Рисование плавных линий
7. Нарисовать простой узор
8. Дидактическая игра «Трудные виражи» (соединение единой линией двух пред-метов)
9. Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» и др., игры с мячом (на развитие координации движений)
10. Подвижная игра «Зеркало»
11. Игра «Тир» (развитие координации движения руки, глазомер, моторика руки)
12. Спортивные игры
13. Физкультминутки
14. Рисование по опорным точкам
15. Штриховка контурно изображенных предметов
16. Игра «Клавиатура» (рисование геометрических фигур по строкам)
17. Пластилиновая живопись
18. «Волшебный карандаш» (изобразительная деятельность)
19. Пальчиковая гимнастика.
II. Внимание
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее акту-альной. В нашу программу включены самые распространенные методики и приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
1. Тест «Круги»
2. Игра «Перепутанные линии»
3. Методика «Домик» (графический диктант)
4. Найди отличия
5. Скопируй по образцу
6. Найди закономерности и заверши чертеж
7. «Путаница»
8. Игра «Угадай предмет» (убираем предмет, ребята должны назвать недостаю-щий)
9. Пальчиковые игры
10. Игра «Космонавт» (выкладывание из палочек по образцу)
III. Память
Задания, упражнения и игры, направленные на развитие памяти
1. Методика «Повторение цифр»
2. Методика «Группировка»
3. Обучающая методика «Смысловые единицы»
4. Игра «Заметь и запомни»
5. Заучивание наизусть стихотворений, считалок, загадок, скороговорок, чистого-ворок
6. Пальцевые игры с заучиванием наизусть.
IV. Мышление
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новооб-разований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
1. Методика «Последовательность событий»
2. Методика «Сравнение понятий».
3. Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто что ест?»
4. Обведи лишнюю фигуру в каждом ряду
5. Выложи фигуру из спичек по образцу.
6. Дорисуй предмет, изображение.
7. Соедини фигуры по образцу.
8. Игра «Лабиринты».
9. Задачи со спичками.
10. Загадки.
11. Поиск аналогов.
12. Способы применения предмета.
V. Воображение
1. Тест «Незаконченные фигуры».
2. Кляксография.
3. Сочини сказку.
4. Завершение рассказа.
5. Составление рассказа с использованием отдельных слов.
6. Тест «Дом – дерево – человек».
VI. Речь
Речевое развитие является важнейшим аспектом в подготовке ребенка к школе. Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью, ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Психологическая диагностика речи предполагает выявление следующих показателей ее развития :
а) Словарный запас;
б) Грамматический строй;
в) Полнота и адекватность значений употребляемых слов;
г) Потребность в речи как в средстве общения и орудии мысли.
Методика
1. Называние противоположных по значению (контрастных) слов.
2. «Называние действий» (словесный текст по А. Декедр).
3. Составление рассказа по картинке.
4. Разучивание стихотворений.
5. Пересказ и рассказ.
6. Скороговорки.
7. Игры «В слова», «Со словами».
8. Отгадывание загадок.
9. Описание животных по памяти.
10. Установление последовательности картинок и составление рассказа по ним.
11. Методика «Да и нет».
12. Просмотр видеосюжетов.
VII. Произвольность. Саморегуляция.
1. Методика «Да и нет».
2. Работа по укреплению дисциплины (сюжетно-ролевая игра «Кот и мыши»)
3. Развитие тонкой моторики руки (рисование бордюров, геометрических фигур, штриховка)
VIII. Общение. Межличностные отношения.
1. Методика «Кинетический рисунок семьи».
2. Методика «Два дома».
3. Игротерапия (создание игровой ситуации, сюжетно-ролевые, подвижные игры и т. д.).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кузнецова В. Г. Дошкольные уроки : Популярная методика игровых уроков. – М. : Издательство Оникс, 2005. – 80 с. – Центр раннего развития.
2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфе-ра», 1998. – 240 с.
3. Парамонова Л. Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребенка к школе. – М. : ООО «Аквариум - Принт», К. : ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2005. – 192 с.
4. Петлякова Э. Н., Подгорная С. Н. Письмо для малышей. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ :Д издательский центр «МарТ», 2005 г. – 192 с.
5. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт. -сост. Е. Е. Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
6. Руководство практического психолога: Готовность к школе : развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Акаде-мия», 1998.
7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 узоров. Материалы для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста. 000 «Издательство Астрель», 2004 г.
8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М. : Аквариум, К. : ГИППВ, 1999, 104 с