наталья шахова
Здоровьесберегающие технологии на уроках развития речи с применением метода проектов в начальной школе для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» 27 лет. Из них 10 лет работаю над темой по самообразованию «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах». Считаю эту тему актуальной. В нашем современном обществе здоровье человека в целом занимает одно из первых мест. Учебный процесс в школе осуществляется с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей. Отсюда содержание, методы и темп обучения в школе не должны вызывать перегрузку, приводящую к нарушениям в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей. Актуально также воспитание у учащихся отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, и просвещение родителей в области развития здоровья в семье. Моя цель, как учителя, донести до учащихся и родителей, что «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия- постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н. Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках развития речи с применением метода проектов в начальной школе для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
За время работы в школе я сделала вывод, что уроки развития речи в коррекционных классах занимают важное место. Научить ребенка говорить- это значит научить мыслить. А это помогает правильно воспринимать окружающий мир и делиться впечатлениями об увиденном. Развитие речи- процесс сложный творческий. Он не возможен без эмоций, без увлеченности, без общения с окружающим миром, ведь в природе все взаимосвязано. Природу нужно понимать и чувствовать.
Свои уроки я продумываю так, чтобы все этапы были органически связаны между собой. Чтобы каждый момент урока, каждое задание, используемое на уроке, было интересно и доступно и стимулировало желание заниматься дальше. А при наличии интереса и желания к урокам развития речи и окружающего мира у ребенка будет возникать желание мыслить, проявлять интерес и выражать свои мысли через устную речь. Развитию самостоятельности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья способствует систематическая коррекционная работа по развитию речи с применением здоровьесберегающих технологий, благодаря которой дети перестают ждать решения вопросов от взрослого, а учатся сами проявлять интерес, мыслить и фантазировать, не нарушая при этом норм здорового образа жизни, а наоборот помогаю работать на уроках без чувства переутомления. А для этого применяю различные игровые формы работы: музыкальные паузы, соревнования, викторины, путешествия, аукционы, тренинги, игровые моменты, минутки рефлексии, ролевые игры, выполнение творческих проектов.
Одна из моих задач, как классного руководителя- формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Моя работа строится на принципах «7-Я» :
1. Я и мое здоровье. (В основе принципа лежит системный подход, при котором человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка).
2. Я – не одинок. (В основе принципа лежит деятельностный подход, необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой, валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями).
3. Я за «не навреди!» (Этот принцип основан на использовании в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально призванных).
4. Я – гуманист. (В основе этого принципа лежит личностный подход. Признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности).
5. Я – альтруист. ( Принцип предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам- научи друга»).
6. Я и чувство меры. (Принцип предусматривает, что для здоровья хорошо все, что в меру).
7. Я и общество. (В основе этого принципа лежит социализация, знакомство с явлениями общественной жизни).
Применение в системе этих принципов помогает воспитать всесторонне развитую личность.
В настоящее время процесс обучения и воспитания все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проекты в начальных классах очень проблематично, так как дети очень малы для проектирования, особенно обучающиеся о ОВЗ. Поэтому мои пробные проекты я организовала совместно с родителями, опираясь на их жизненный опыт и мою поддержку. Я в своей работе часто практикую совместную деятельность с родителями: «День Матери», «8 Марта», «Папа, мама и я – спортивная семья», устраиваем чаепитие.
Первый творческий проект, который был предложен детям «Пословицы и поговорки о здоровье». Конечно, были привлечены родители и библиотекарь.
Цель данного проекта - развивать творческие и коммуникативные способности обучающегося; прививать навыки здорового образа жизни на основе изучения фольклора; первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта. Конечно, я помогала, как могла, но, к моему удивлению, этот проект заинтересовал многих детей. В результате творческой работы учащиеся собрали «копилки» пословиц и поговорок о здоровье, оформили альбом с пословицами, где каждую пословицу иллюстрировали, объясняя рисунком ее смысл. В конце данной работы была проведена игра «Собери и объясни пословицу и поговорку о здоровье». Игра на две команды, совместно с родителями, предлагалась первая половинка, нужно найти вторую. Было интересно, увлекательно и я сделала вывод, что именно картинки, нарисованные детьми, помогли им понять и запомнить смысл пословиц и поговорок. Это так здорово! До этого мы писали и пытались объяснять смысл пословиц в минутке чистописания. Было сложно. После проведения данного проекта, учащиеся стали больше интереса проявлять к пословицам и смелее и увереннее объяснять их смысл.
Вторым творческим проектом был проект, задание на каникулы по озеленению домов «Подари жизнь цветку».
Цель данного проекта – выделять интересующий объект; наблюдать и взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать основные признаки изучаемого объекта; делать выводы на основе наблюдений; использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности. А главная цель- привить учащимся любовь к растениям, умение заботиться о них.
Для достижения цели данного проекта, каждый учащийся посадил кактус, который забрал домой на летние каникулы, с целью - узнать правила ухода за данным растение. Я дала задание в домашних условиях совместно с родителями посадить еще по одному комнатному растению, в целях наблюдения и фиксирования их роста, нахождения общих и отличительных особенностей растений. И так проводила детей на каникулы, в ожидании результата. В конце июня проехала по домам и была приятно удивлена, что 10 учащихся из класса справились с заданием, посадили, следили и ухаживали за растениями, конечно, не без помощи родителей. Троим учащимся я помогла посадить второе растение, дала рекомендации по уходу. В результате данной работы учащиеся научились ухаживать за комнатными растениями, узнали их особенности по уходу и поливу, построили таблицы с данными, озеленили свои жилые помещения. В конце данной работы провели игру «Угадай растение по картинке и описанию». Итоговое задание подготовила по растениям, которые посадили дети. Итог был положительным. Силы потрачены не зря.
За время моей педагогической деятельности, в связи с применением здоровьесберегающих технологий на уроках дети стали раскованней, активней, внимательней, жизнерадостней, у детей появился интерес к обучению, возросло желание проявлять свои лучшие качества. Появилось желание нести добро людям, заметно возросла уверенность в своих силах. И я для себя сделала вывод, что метод проектов, хоть и труден для учащихся начальных классов, особенно для обучающихся с ОВЗ, но этот метод как никакой другой учит детей самостоятельности, наблюдательности и интересу к изучаемой теме проекта. Следовательно, все неизведанное нужно постигать и не нужно бояться перемен.