Захарова Татьяна
Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией»
▼ Скачать + Заказать документы
На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки
Сказка о том, как части речи решали, кому из них править страной Морфология
В одной сказочной стране жили-были слова. Самыми дружными были три брата: Глагол, Существительное и Прилагательное.
Публикация «Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе „Как части речи решали, кому править страной Морфологией“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, конспекты уроков
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Но однажды братья встретились и стали спорить. «Я - самый главный!»- кричал Существительное. Без меня невозможно понять, о чем или о ком идет речь. «Нет – я!»- не уступал ему Глагол. Без меня нельзя понять, что хочет делать предмет. «А почему же вы забыли про меня?» - возмутился Прилагательное. Без меня предложение будет невыразительное и некрасивое. «А давайте по очереди исчезнем из страны на день и посмотрим без кого не обойтись!»-предложил старший брат Глагол. На том и решили.
На следующее утро проснулись Глагол и Прилагательное и вышли на улицу. А там суматоха и неразбериха, потому что все слова-предметы исчезли. И совершенно непонятно кто это идет по дороге или что это лежит на траве. На следующий день исчез Глагол. Вышли утром Существительное и Прилагательное из дома и остановились как вкопанные. Все движение, все действия прекратились. Птица не поет, цветок не цветет, никто не улыбается и не говорит, потому что исчез Глагол, обозначающий действие. Целый день в стране ничего не происходило. На третье утро вышли из дома Глагол и Существительное. Вроде и идет в стране жизнь как обычно, а чего-то не хватает. Все предметы на месте и действия тоже, но цветок цветет, а какой он – непонятно? Красивый? Большой? Красный? И птица поёт, только песня странная, не поймут братья: весёлая или грустная, громкая или тихая? Так и прошел третий день :скучный и неинтересный без Прилагательного.
Проснулись братья на следующий день и поняли, что нет в стране Морфология самого главного слова. Каждое слово важное и нужное.
Сказка о том, почему мы пишем жи-ши и ча-ща
В одной сказочной стране жили необычные жители- звуки. Звуки были разные: гласные и согласные. Почти у всех согласных звуков был брат-близнец. Братья во всем были похожи и отличались только одним признаком: мягкостью или твердостью. Один брат имел твердый и решительный характер. А его брат-близнец был добрый и мягкий. И братья-близнецы очень гордились этим. Ведь одно это отличие могло изменить смысл слова. Лук превращался в люк, а пенки в пеньки, булка в белку, а форма в ферму.
А еще в этой стране жили особые согласные звуки [ж], [ш], ч], [щ]. У них не было братьев - близнецов. Звуки [ж],[ ш] имели твердый характер. Они всегда были только твердыми. А звуки [ч] и[ щ] были всегда мягкими. И это очень огорчало согласные звуки [ж],[ ш]. Ведь нельзя быть всегда твердым и решительным. Они мечтали иногда быть добрыми и мягкими. А мягкие звуки [ч] и[ щ] хотели изредка проявить твердость характера.
Пришли звуки к королеве по имени Орфография и рассказали о своей мечте. Королева внимательно их выслушала и решила помочь. Она познакомила твердые согласные звуки [ж] и [ш] с мягким гласным звуком [и]. Мягкие согласные звуки [ч] и [щ] познакомила с твердым гласным звуком а. Потом королева издала такой указ: «Жи-ши писать с буквой и, а ча-ща писать с буквой а.»
Так мечта звуков сбылась. И появилось правило правописания жи-ши и ча-ща.