Алпеева Юлия Александровна
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ЗПР
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Используя её в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями. У большинства современных детей, а особенно с ЗПР отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с развитием речи. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – эти трудности, возможно, преодолеть только через подбор правильных и актуальных коррекционно-развивающих методов работы.
Именно проблема подбора методов работы с детьми с ЗПР ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития у детей в условиях образовательного процесса.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсаль- ный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражне- ния. Она существует уже более 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель.
Ученые доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В. А. Сухомлинский утверждал что, ум ребенка находится на кончиках его пальцев. По словам немецкого философа И. Канта, рука является вышедшим наружу головным мозгом. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и раз- витию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, кото- рые раньше либо не принимали участия, либо были недостаточно задействованы в учении и в решении поставленных задач.
Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально асси- метричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображе- нием другого, а необходимым дополнением.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головно- го мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без свя- зи, что искажает познавательную деятельность детей.
В результате нарушаются:
- пространственная ориентировка;
- адекватное эмоциональное реагирование;
- координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей
руки;
- ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на
слух или глазами.
Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесенными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития:
- способствует развитию межполушарного взаимодействия;
- синхронизирует работу полушарий;
- повышает стрессоустойчивость организма;
- снижает утомляемость;
- повышает способность к произвольному контролю;
- улучшает мыслительную деятельность;
- развивает мелкую и крупную моторику;
- формирует пространственные представления;
- развивает скрытые способности;
- способствует улучшению памяти, внимания, речи;
- способствует развитию мышления;
- способствует облегчению процесса чтения и письма;
- способствует устранению дислексии, дисграфии.
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на коррекционно-развивающих занятиях кинезиологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах, тем значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального раз- вития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформи- рована, пластична и поддаётся коррекции.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать оп- ределенные условия:
- занятия проводятся утром, днем;
- занятия проводятся ежедневно;
- продолжительность занятий 10 – 15 минут;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Комплекс кинезиологических упражнений включает в себя:
1. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетиза- цию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
К данным упражнениям относятся:
- «Горизонтальная восьмерка» вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с цен- тра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком;
- «Слон» Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
2. Двигательные упражнения – развивают тонкую моторику. Чем больше задейст- вуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными от- делами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.
К данным упражнениям относятся:
- «Дерево»;
- «Мы растем, растем, растем И до неба достаем.»
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это – семеч- ко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.
3. Упражнения на дыхание – развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
К данным упражнениям относятся:
- «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь пред- ставьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи ма- ленькими порциями выдоха;
- «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. – о. с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 – плавный выдох через нос.
4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
5. Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.
Упражнения разработанные основоположником гимнастики для мозга Полом Э. Деннисоном, в которую входят: растяжки, дыхательные и глазо- двигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные упражнения и релаксации. Так же некоторые упражнения для большей эффективности дети могут выполнять в воде.
Список литературы
1. Деннисон, П. Гимнастика мозга [Электронный ресурс] / П. Деннисон, Г. Деннисон.
2. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
3. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руково- дство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
4. Ханнафорд, К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / К. Ханнафорд. – М. : Восхождение, 1999. – 238 с.