Людмила Райвич
Здоровьесберегающие и игровые технологии в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье сберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью применения здоровье сберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.
Публикация «Здоровьесберегающие и игровые технологии в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачами здоровье сберегающих технологии в процессе сохранения речи являются :
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
-создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка
- повышение адаптивных возможностей детского организма.
Принципы здоровье сберегающих технологий :
-принцип «не навреди»;
-принцип сознательности и активности;
-принцип непрерывности здоровье сберегающего процесса;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности и индивидуальности всестороннего и гармоничности развития личности;
-принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
-принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия;
-принцип возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса.
Использование здоровье сберегающих технологии в развитии речи детей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ:
-способствует повышению речевой активности;
-развивает речевые умения и навыки;
-снимает эмоциональную напряженность и тревожность,восстанавливает работоспособность;
Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в развитии речи с детьми дошкольного возраста :
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-совершенствование артикуляционной моторики;
-развитие грамматического строя речи;
-развитие речевого дыхания и силы голоса;
-формирование слоговой структуры слова;
-обогащение словарного запаса; -профилактика дисграфии;
-развитие связной речи;
-формирование фонематических функций;
-совершенствование психических функций.
Здоровье сберегающие технологии в развитии речи детей :
-дыхательная гимнастика;
-развитие мелкой моторики;
-артикуляционная гимнастика;
-физминутки;
-логоритмические занятия;
-элементы музыкотерапии, сказко-терпапии, песко-терапии;
-кинезиологичские упражнения -массаж и самомассаж.
Дыхательная гимнастика
-способствует развитию и укреплению грудной клетки;
-направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания;
-необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения;
Физкультминутка
-направлена на нормализацию мышечного тонуса;
-исправление неправильных поз;
-запоминание серии двигательных актов;
-воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;
-развитие общей моторики.
Пальчиковая гимнастика
Речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.
Артикуляционная гимнастика
-помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
-являются основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения.
Кинезиологичские упражнения
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игровых упражнений, позволяет развивать внимание, слух, восприятие; развивать пространственные ориентиры; способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Пескотерапия - развивает у детей тактильно- кинетическую чувствительность и мелкую моторику; снимает мышечную напряженность; развивает мотивацию речевого общения; формирует первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь и формировать связанную речь; обучать чтению и письму.
Игровые технологии можно представить несколькими разделами:
1. Игры для развития фонетико - фонематического восприятия
2. Игры для коррекции звукопроизношения
3. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
4. Игры для развития мелкой моторики
5. Игры для развития связной речи
6. Голосовые и логоритмические игры
7. Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения
Примеры игр:
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Игра «Скажи ласково».
Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет этот предмет ласково и бросает мяч обратно: стол — столик, апельсин — апельсинчик.
Игра «Один — много»
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном числе. Например: стул — стулья, дом — дома, мяч — мячи и т. д. Эта игра
может проводится не только на устном уровне, играя с мячом, но и с помощью картинок, муляжей, игрушек и т. д.
Игра «Сосчитай»
Взрослый предлагает ребенку «сосчитать» предметы от одного до пяти.
Для игры можно использовать картинки, игрушки, предметы, схему. Игра «Скажи иначе»
Взрослый предлагает сказать иначе : сок из апельсинов — апельсиновый сок, уши зайца — заячьи уши, одежда, которую носят летом — летняя одежда. Игра «Три слова»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя обобщающее понятие. Ребенок должен назвать три предмета, относящихся к названной категории. Например: фрукты — яблоко, апельсин, персик, мебель — стол, комод, шкаф. Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет три слова, ребенок должен дать обобщающее понятие. Например: ворона, воробей, голубь — птицы; шапка, платок, панама — головные уборы.
Игра «Подбери признаки» Взрослый предлагает подобрать как можно больше словпризнаков к существительному. Например: яблоко — сочное, вкусное, сладкое, кислое, красивое, большое, красное, румяное. Игра «Что таким бывает?». Взрослый называет признак, а ребенок должен сказать, что таким бывает. Например: что бывает круглым? яблоко, колесо, апельсин и т. д. Что бывает серым — платье, небо, дорога и т. д. Игра «Назови действия»
Взрослый предлагает подобрать как можно больше слов-действий к существительному, т. е. что можно делать с названным предметом: платье — шить, вязать, стирать, носить, надевать, снимать, зашивать, гладить, вешать, примерять, покупать, продавать, дарить и т. д.
Игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи
Игра «Попугай»
Взрослый бросает мяч ребенку и просит повторить за ним слоги с близкими по звучанию фонемами: датада, пубубу,нянаня, сацаса, чущучу, санцанцан и т. д.
Игра «Хлопай, не зевай»
1) Взрослый называет звуки (м, к, т, р, к, п, к, ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, потопать ногами, услышав заданный звук (например, звук К). 2)Взрослый называет слоги, а затем слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в слогах есть заданный звук. Игра «Какой первый (последний) звук в слове?»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку определить, какой первый (последний) звук в слове. Можно предложить ребенку назвать все звуки по порядку, посчитать их количество.
Игра «Придумай слово»
Взрослый предлагает придумать слово на заданный звук либо с определенным количеством звуков, слогов.
Игры на развитие связной речи
Игра «Составь предложение»
Взрослый дает несколько слов в начальной форме. Ребенок должен составить предложение из заданных слов. Например: Сильный, дуть, ветер — Дует сильный ветер; Купить, мама, сапоги, новые — Мама купила новые сапоги.
Игра «Сравни»
Взрослый предлагает сравнить два предмета изображенных на картинке.
Ребенок должен составить сложное предложение с союзом «а»: Апельсин кислый, а яблоко сладкое. Апельсин оранжевый, а яблоко зеленое. Апельсин большой, а яблоко маленькое и т. д.
Игра «Придумай сказку»
Взрослый предлагает ребенку придумать небольшую сказку про коголибо (персонаж, животное, насекомое и т. д.). Например, придумать сказку про медведя,
про бабочку и т. д.