Оксана Файласова
Здоровье педагога — профессиональная ценность! (из опыта работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье педагога – профессиональная ценность!»
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Как бы это высокопарно не звучало - но от наших с вами усилий зависит будущее нашей страны, фактически оно в наших руках.
Каким же должен быть современный педагог? Компетентным? Толерантным? Креативным? В первую очередь, здоровым!
Публикация «Здоровье педагога — профессиональная ценность! (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах
Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Одним из первых акцентировал на этом внимание основатель педагогической психологии в России П. Ф. Каптерев «Прежде всего, нужно обратить внимание на укрепление физического организма, - советовал он педагогам еще в 19 веке. - Это забота обуславливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями. Хилый физический организм — плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему бы справиться со своими недугами. Поэтому физическое самообразование - есть самый первый и важный вид самообразования педагога.»
К сожалению, и сейчас не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Педагоги нашего дошкольного учреждения определили своим девизом: «Здоровье педагога — профессиональная ценность!» и разработали систему мероприятий, способствующих его сохранению и укреплению:
Первое направление – просветительское. Лектории, семинары, консультации: «О рациональном питании», «Лечебная физкультура», «Как не заболеть в сезон простуд», «Самомассаж», «Сохраняем зрение» помогают определить свою индивидуальную программу оздоровления.
Второе направление – практическое. Это мастер-классы и тренинги педагога – психолога «Как справиться со стрессом», «Эмоциональное выгорание и его профилактика», позволяют оптимизировать психологическое самочувствие. Еженедельное посещение педагогами бассейна, занятия лечебной физкультурой, ежегодное участие в городской спартакиаде, а также ежегодный ледовый переход через озеро Байкал работников образования «Мы - за здоровый образ жизни», позволяют сохранять активность и работоспособность, укреплять здоровье.
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников.
Если педагог успешен в реализации системы работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, то и результат – активный, жизнерадостный, физически развитый дошкольник!
И мы можем с гордостью сказать - мы успешные, в данном направлении деятельности, педагоги! Списочный состав моей группы 13 детей – средняя посещаемость – 12 детей, низкая заболеваемость и отсутствие случаев травматизма свидетельствуют об эффективности системы работы, целью которой является: формирование у детей осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью.
Современные требования к педагогу таковы, что он помогает ребенку учиться самому, воспитывает потребность в образовании и оздоровлении. Выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить; ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам». Так и мы учим детей осознанно относиться к своему здоровью, знать способы его укрепления. Дети с удовольствием выполняют закаливающие процедуры, знают здоровьесберегающие технологии такие как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия.
Для обеспечения физического и психического благополучия детей выработана стратегия сотрудничества с родителями, ведь круг проблем, связанных со здоровьем ребёнка невозможно решить только в рамках детского сада. Родители воспитанников - наши единомышленники. С помощью практикумов родители обучаются элементарным приёмам оздоровления детей, вовлекаются в воспитательно-образовательную деятельность. И мамы, и папы с воодушевление учатся делать пальчиковую и дыхательную гимнастики, массаж стоп. Они понимают, что для осмысленного, действенного усвоения правил здорового образа жизни ребёнок должен наблюдать эти правила в реальной жизни.
Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса «дети-родители- педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье - это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Таким образом, здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети.
Литература:
1. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. - М. ; «Советская энциклопедия» 1964.
2. Фрумов С. А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика, 1951. - №7. – с. 79-85
3. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
5. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.