Екатерина Богородская
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
педагогического мероприятия
«Юные защитники природы»
по познавательно-речевому развитию
детей средней группы
Богородская Екатерина Сергеевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ «ДС «Оленёнок»,
Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Муравленко
Муравленко, 2017
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Программное содержание:
развивать логическое, образное мышление и память;
развивать познавательную активность, связную речь с использованием техники мнемотехники;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их;
учить слушать и следовать инструкции взрослого;
продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря;
учить связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме;
расширять и систематизировать элементарные экологические знания дошкольников;
продолжить знакомство детей с редкими и исчезающими животными Ямала, занесенных в Красную книгу.
воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкции.
Средства обучения: мнемосхема, видеопрезентация (разминка) "Хорошо-плохо" на закрепления правил поведения в природе; видеозапись о редких животных Ямала (муксун, полярная сова, занесенных в красную книгу, видеозапись «Детские новости».
Оборудование: телевизор, ноутбук, планшеты, накладные наушники по количеству детей.
Материал: карта (мнемосхема) с кармашками, карточки с изображением редких исчезающих животных Ямала (муксун, полярная сова) на каждого ребенка, картинки-схемы с изображением вреда, приносимого человеком природе (комплект на каждого ребенка).
Предварительная работа: беседы с детьми по темам: правила поведения в природе, защита природы и животных, редкие исчезающие животные Ямала.
Словарная работа: "Конференция", "браконьер".
Ход мероприятия:
I часть. Организационный момент. Мотивация.
Цель: Создание мотивации для участия детей в конференции "Юные защитники природы".
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Кто у меня в руках? Совершенно верно! Мои друзья подготовили специальный выпуск новостей. Предлагаю вместе посмотреть.
Идет видеозапись «Вести Ямала» : «Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире «Детские новости». На Ямале стартовал Год экологии. Его символом стал снеговик - известный северный персонаж и символ чистоты. Во всех школах и детских садах проходят интересные мероприятия, события. Ведь даже дети понимают, как важно сохранить уникальную ямальскую природу. Не допустить исчезновение редких животных, занесенных в Красную книгу Ямала, таких как полярная сова, стерх, северный олень, белый медведь, муксун. Приглашаем всех желающих принять участие в экологической конференции «Защити животных Ямала», которая состоится сегодня во всех городах нашего округа! Друзья, будущее Ямала зависит от нас с вами!
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, это очень интересно! Я буду принимать участие в конференции, кто со мной? (ответы детей) Здорово! Вы знаете, что такое конференция? (ответы детей). Чтобы принять участие в конференции, надо рассказать о редких животных Ямала. Вспомните, о каких животных вы узнали из новостей? (полярная сова)
II часть. Основная часть.
Самостоятельная работа: получение, сбор информации, применение информации.
Воспитатель:
2.1. «Электронная книга»
Цель: учить слушать и четко выполнять инструкцию взрослого, получать необходимую информацию с использованием ИКТ.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы будем говорить о животных Ямала. Перед вами карты «Юных защитников природы», которые помогут вам составить о них рассказ. Выберете любую карту (дети выбирают). Сегодня на конференции вы будете рассказывать о тех, кого выбрали.
Вы хотите больше узнать об этих животных? (ответы детей). Нам сегодня в этом поможет электронная книга. У кого полярная сова? Пройдите к столам, на которых есть картинка с изображением полярной совы. Садитесь. У кого на картах рыба муксун, пройдите к столам, на которых есть картинка с изображением муксуна. Садитесь.
Прослушайте правила пользования электронной книгой:
Сядьте удобнее, спинки прямые, ноги вместе
Положите ваши карты под наушники.
После того, как наденете наушники, внимательно прослушайте и просмотрите видео
Постарайтесь запомнить, все, что вы услышите и увидите. Эти знания вам пригодятся.
По окончании снимите наушники, положите на край стола.
Начинаем (работа с планшетами).
2.2. Составление рассказа, с использованием мнемосхемы.
Цель: учить связно и последовательно составлять рассказ с опорой на схему.
Воспитатель: Вспомните все, что вы узнали о животном из электронной книги. Перед вами карта "Юного защитника природы" (показываю детям). Положите её перед собой. На карте расположены кармашки с картинками. Они помогут вам составить рассказ про животных.
- Первая картинка поможет вспомнить, чем питается животное. Чем питается полярная сова? (к детям по имени) Ты согласна? (по имени). А чем питается рыба муксун?
Воспитатель:
У каждого животного свое место, где оно живет. Мы обозначим его карточкой, на которой изображен дом. Вспомните из книги, где живет рыба муксун? (по именам к детям, полный ответ детей). Теперь, мои друзья, вспомним, где живет полярная сова? (по именам к детям).
Воспитатель: Участники конференции, вы знакомы с правилами поведения в природе? Предлагаю вместе их вспомнить. Подойдите ко мне, чтобы всем было удобно. На экране изображены поступки людей в природе. Если это плохой поступок, топайте ногами. Если это хороший поступок, вы хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. (Сама проговариваю, что изображено на картинках)
Воспитатель. Вопросы по слайдам к детям:
(пожар в лесу, из трубы в реку, сажают деревья, кормят птиц)
1. Дети в лесу разожгли костер. Так можно поступать? Какой вред приносит пожар в лесу для животных?
2. Внимание, следующая картинка: Из трубы в реку попадает грязная вода. Это хорошо или плохо? Почему? Как это вредит животным и птицам?
3. Дети шумят в лесу и слушают громкую музыку. Это хороший или плохой поступок? Как это вредит животным и птицам?
4. Что делает мальчик? Это хорошо или плохо? Почему ты так считаешь?
5. Охотники стреляют в редких животных. Это хороший поступок или нет? Как называют таких охотников? (браконьеры- люди, которые стреляют в редких животных)
6. Дети хотят взять из гнезда яйца птиц. Как ты считаешь, это можно делать или нет? Какой вред это приносит птицам? Птенцы могут погибнуть, а птица может бросить гнездо и не вернуться к своим птенцам.
7. Что изображено на картинке? Это хорошо или плохо? Почему ты так считаешь?
Мы вспомнили с вами важные правила поведения в природе. Ребята, приглашаю вас за столы. Вспомните все, что вы узнали из электронной книги, из нашей игры. Эти знания сейчас пригодятся.
Посмотрите на карты, они помогут вам рассказать. Начинаем со слов "Я хочу рассказать о "рыбе муксун" или "Полярной сове", дальше чем питается животное, где живет и что ему приносит вред.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Цель: формировать навыки рефлексии.
Воспитатель: Ребята, кто хочет начать/начнет рассказ? Продолжим нашу конференцию и расскажем о. Кто еще раз рассказать о рыбе муксун или полярной сове? Молодцы ребята, я вижу, что вы настоящие защитники природы!
С какими редкими животного нашего края мы сегодня познакомились?
Что вам помогло рассказать о редких животных Ямала? (планшет, карты)
Кому с помощью этой карты вы сможете рассказать о животных?
Беру в руки снеговика. Ребята, вы сегодня были внимательными, активными, рассказали о полярной сове и рыбе муксун. Настоящие защитники природы! У меня для вас сюрприз. достаньте из нижнего кармана вашей карты картинку, переверните ее. Кто там изображен? На память о нашей встрече я дарю вам этих снеговиков. Берегите и защищайте природу. До свидания, друзья!
Литература:
Алексеева М. М, Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку М., 2000.
Большова Т. В. Наглядное моделирование. М.
Венгер Л. А. Про трех котят. Наглядное моделирование. М. 2010.
Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. 2015.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. 2016.
Гибеот В. Моделирование будущего.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М. 2015.
Ефименкова Л. Н Составление рассказов с использованием моделей М., 1985.
Козаренко В. А. «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано».
М. 2001.
Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагоги-ческой помощи в дошкольном учреждении. -М., 1998.
Тихеева Е. И., Пеньевской Э. П. Методика обучения рассказыванию М 1981.
Ткаченко Татьяна Александровна Развиваем логику и речь М. 2014.
Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комби-нированного видов: Справочное пособие. — М., 2008.
Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.