татьяна галичкина
Интегрированная НОД «Этот удивительный ритм»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность
«Этот удивительный ритм»
музыка, окружающий мир и математика
Цель: тренировать способность видеть и слышать закономерность, уметь продолжать её, формировать представление о том, что в природе всё подчинено определённому ритму; интуитивно перевести бытовые представления о ритме в природе и жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные; создать предпосылки для интегрированного представлния о ритме.
Публикация «Интегрированная НОД „Этот удивительный ритм“» размещена в разделах
Материалы: карточки с узорами, карточки с отрезками разной длинны, детские шумовые инструменты.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: - Что за гости в зал спешат?
Рада видеть я ребят!
Соберё мся в дружный круг: (все собираются в круг)
Справа – друг, и слева – друг!
дети проходят в музыкальный зал и приветствуют друг друга попевкой «Лучики сияют» Вихаревой. (палитра 8/2014)
Загадка про времена года
-
тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает?
-
вот художник. Т ак художник, все леса позолотил.
Даже самы сильный дождик, эту краску не отмыл
отгадать загадку просим, кто художник этот- осень.
Воспитатель (М. З) предлагает детям представить, что они художники и будут сейчас рисовать разные времена года, но пользоваться при рисовании только одной краской. Времена года надо рисовать по порядку. На каждого ребёнка на столах лежат по два белых квадрата, жёлтых, зелёных и один красный
Проблемная игровая ситуация.
Когда начитается год? (ответы детей)Зимой. Дети выбирают белый квадрат.
Можете ли вы изобразить весну жёлной краской? А какой можно? (рассуждение
Какое время года мы будем рисовать осень? Почему?. ит. д.
( в итоге дети выкладывают по-порядку: белый квадрат, зелёный, красный, жёлтый, белый, зелёный,. а дальше не могут. Возникает проблемная ситуация.
Открытие нового знания.
Почему вы не можете выполнить задание? (потому что не хватает красного квадрата- лето.
Почему вы считаете, что нельзя после зелёного положить жёлтый квадрат? (потому что после весны должно быть лето а потом уж осень)
воспитатель раздаёт детям недостоющий красный квадрат и дети заканчивают задание. Дети проговаривают что они нарисовали (времена года)
делаем вывод: что времена года идут по порядку и повторяются в чередовании времён года есть ритм.
Игра «РИТМЫ ПРИРОДЫ»
- что ещё в природе идёт в определённом порядке и повторяется?
(дети называют части суток, месяцы) вывод в прирое всё подчинено определённому ритму.
РАЗМЫШЛЯЕМ И ВСПОМИНАЕМ.
Сегодня мы с вами знакомимся с интересным словом РИТМ. Где в нашей жизни есть ритм? У кого, у чего? (у часов, у человека, ритм у дверей, у цветка.)
ИГРА «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ»
дети слушают 2-3- раза несложный ритм в звучащих жестах с речевой поддержкой и пробуют повторить.
(«хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ»)
затем кто-нибудь из детей попробует придумать свой короткий ритм со словами, но такой, чтобы его смогли повтори ть все ребята.
игра «ПОЙМАЙ РИТМ»
Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например,). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Аналогично проводится эксперимент с движением под музыку. Музыкальный руководитель предлагает подвигаться в опрелелённом ритме «Зайцы в лесу» и др (шаг-шагшаг. шаг,прыжок прыжок- поворот)
ХОРОВОДНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВПЕРЁД ЧЕТЫРЕ ШАГА»
дети собираются в кружок и музыкальный руководитель предлагает восстановить дыхание.
ИГРА «РОВНОЕ ДЫХАНИЕ»
- вдохните, вдохните. Вдохните
почему вы не можете выполнить задание?
(потому что после вдоха должен быть выдох.
Проговорите ритм дыхания человека. Вдох- выдох; вдох- выдох.
музыкальный руководитель предлагает вспомнить ритическую игру в которой есть ритм?
Ритмическая игра «Дирижёр»
РАССМАТРИВАЕМ И ЛЮБУЕМСЯ
детям предлагается рассмотреть несколько рисунков с хохломской и городетской росписью, на которых отчётливо видно чередование одинаковых элементов (орнамент)
воспитатель- ребята узоры каких народных промыслов вы видите? Нравятся ли им они почему? Есть ли здесь ритм?
Какой узор можно назвать лишним? Почему?
Проговорить ритм и продолжить его.
ИГРА «ЗВУЧАЩИЕ УЗОРЫ»
детям предлагается сыграть на шумовых инструментах один из цветочных узоров.
Какие и нструменты можно выбрать для его озвучивания? ( можно взять любые: но два разных. Например: бубен и коробочку или барабан и треугольник)
Музыкальный руководитель:
Собирайся, детвора! Будет новая игра!
Будем с вами мы играть – Живые ритмы создавать!
У вас в руках большие цветы и маленькие мотыльки, из которых мы с вами будем составлять ритмические формулы и прохлопывать их. Большой цветок у девочек – это длинная нота «ТА», а маленький мотылек у мальчиков – это короткая нотка «ти». Попробуйте сейчас построиться вот в такую ритмическую фигуру «ТА-ТА-ти-ти-ТА» (показ ритмоформулы на экране).
6. Игра «Живые ритмы»
Дети строят ритмическую формулу,
а остальные проговаривают и прохлопывают ритм.
Затем ритмоформулы на экране еще дважды меняются, и в их построении участвуют другие дети.
Раздается тиканье часов.
Музыкальный руководитель:
- Друзья мои, прислушайтесь… вы ничего не слышите? (ответы детей)
Время-времечко бежит,
Отдохнуть теперь велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
Музыкально-ритмическая песенка «Часики»
итог непосредственной деятельности Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответ) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу! Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось (запомнилось) больше всего? (ответы детей) Поверьте мне, что таких умных, музыкальных и внимательных ребят я нигде не встречала! Я говорю вам «спасибо»! Мне очень приятно было сегодня встретиться с вами, но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу. До свидания!