Елена Романович
Конспект организованной образовательной по музыке «Этот удивительный ритм»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чердаклинский детский сад №1 «Радуга»
Конспект организованной образовательной
по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (музыке) в подготовительной группе на тему
«Этот удивительный ритм»
Разработка:
Публикация «Конспект организованной образовательной по музыке „Этот удивительный ритм“» размещена в разделах
Романович Елена Альбертовна
2019 учебный год
Образовательные области : «коммуникация», «познание», «музыка», «физическая культура»
Формы организации детей : подгрупповая
Формы проведения: фронтальная
Доминирующая образовательная деятельность : художественно-эстетическое развитие.
Цель непосредственной образовательной деятельности : систематизировать знания детей о понятии ритм.
Задачи:
Расширение представления о ритме.
Образовательные :
Воспитывать умение внимательно слушать.
Через зрительно-слуховое восприятие закрепить понятие «долгий» и «короткий» звуки
Умение играть на музыкальных инструментах по ритмической формуле.
Умение самостоятельно работать с ритмическими формулами.
Развивающие: Развивать воображение, зрительную и слуховую память.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение размышлять, сочинять, играть в оркестре.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, речевая, музыкальная.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, здоровьесберегающее развитие.
Предварительная работа с детьми: прослушивание музыкальных произведений, игра в оркестре, выкладывание ритмических формул.
Ход занятия:
Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга и наши гостей. Приветст-вие наше будет немного необычным- музыкальным и ритмичным (дети пропевают приветствие, а теперь я попрошу вас прохлопать наше приветствие (дети прохлопывают приветствие).
Здравствуйте, ребята (Здравствуйте). Здравствуйте,гости (Здравствуйте). (Проговорить и прохлопать приветствие).
Ребята, вы хотите побывать в удивительной стране, которая так и называется «Страна музыкального ритма» Да-да, такая страна существует и мы с вами непременно туда попадём. Давайте возьмём с собой в наше путешествие самое необходимое – улыбку и хорошее настроение. Так, а на чём же мы с вами будем путешествовать? Отлично, отправимся в путешествие на удивительном поезде.
Ритмическая игра «Поезд»
Ребята, наш поезд умеет гудеть (звук фонограммы). Сколько звуков вы слышите (2). Правильно. Какой из них долгий – первый или второй (второй). Придумайте цепочку – песенку из коротких и долгих звуков в виде облаков. (Большое облако – долгий звук – та, маленькое облако – короткий звук – ти). Кто готов придумать ритмическую песенку для паровозика? (Дети выкладывают облака в виде ритмического рисунка). Ребята, а вы любите секреты? Я раскрою вам один секрет. У каждой мелодии и у каждой песенки есть свой ритмический рисунок, организованный в долгие и короткие звуки. Вот в чем секрет. Без ритма не бывает никакой песенки. В вагончиках нашего весёлого паровозика указана ритмическая формула из долгих и коротких звуков. В каждом вагончике поедут по два человека. Ваша задача прохлопать этот ритмический рисунок по парам. (В ритмическом рисунке зашифрована Полька С. Рахманинова). Ребята, а кто из вас узнал по ритмической формуле, что это за произведение. И кто композитор. Молодцы ребята вы были очень внимательными и правильно отгадали зашифрованную пьесу по слуху. Ну, что ж, наш паровозик готов отправиться в путь. А вы, ребята, готовы? Занимайте свои места. А чтобы было веселее путешествовать, мы с вами исполним отрывок из польки С. Рахманинова в оркестре с помощью звучащих жестов. Какие звучащие жесты вы знаете? (Хлопки, шлепки, щелчки, притопы). Правильно. Ребята, вот и остановка. Выходите из вагончиков. Звучит «Марш» С. Прокофьева. Ребята, кто скажет, как называется это произведение? Правильно, эту музыку мы слушали с вами на музыкальном занятии. Перед вами две дорожки. Разделимся на две подгруппы. Одна группа ребят пойдёт по левой дорожке четвертными длительностями, а по правой дорожке – восьмыми длительностями. Но мы усложним наше задание, как только вы переходите на чужую дорожку, вы идёте теми длительностями, которыми шли до вас ребята. Договорились? Хорошо. (Звучит марш С. Прокофьева, дети выполняют задание). По окончании музыки дети останавливаются. Ребята, вот мы и встретились с вами. Посмотрите, сколько здесь бабочек! Ребята, а эти бабочки настоящие или искусственные? (Да, искусственные). А настоящих бабочек вы когда – нибудь ловили? А чем можно ловить бабочек (сачком, пальчиками, ладошками). Сейчас мы с вами сделаем массаж двумя пальчиками, будем гулять по частям тела под музыку. Когда закончится музыкальная фраза, мы будем хлопком ловить бабочку, только очень аккуратно, чтобы не повредить крылышки у бабочки. Готовы?
Массаж «Ловим бабочку».
Молодцы, все хорошо ловили бабочек, а теперь давайте их отпустим. Пусть летят. Ребята, посмотрите какие красивые золотые рыбки на мольберте. Они вам нравятся? Я знаю одну весёлую игру и хочу с вами в неё поиграть. Прошу всех встать в кружок и взять ритмопалочки.
«Игра рыбки»
Ребята, я очень люблю сочинять сказки. А вы любите сочинять сказки? Сделаем так, одну сказку расскажу вам я, а остальные сказки придумаете вы. Хорошо? Давайте сядем поближе. В одном море-океане плавали золотые рыбки. (Мама рыбка, дочка, сыночек и папа рыбка). Получилась такая интересная ритмическая формула. Большая рыбка – это какой звук по длительности –долгий-(та, а маленькая рыбка-короткий-(ти.) Давайте вместе прохлопаем ритмическую формулу, которая получилась из золотых рыбок. Готовы? (дети прохлопывают ритмический рисунок (та, ти-ти, та). Хорошо. Это была моя сказка. У меня для вас приготовлены разные картинки, чтобы вы сами сочинили свою сказку. Предлагаю разделиться на две подгруппы и совместно поработать.
№1 Выкладывают сказку про грибочки
№2 Выкладывают сказку про божьих коровок.
Кто первый расскажет сказку. (Девочки) (Ти-ти, та, ти-ти, та, ти, та).
Посмотрите сколько здесь длинных звуков (три, а сколько коротких (пять). Давайте все вместе прохлопаем весёлую песенку грибочком. Посмотрим, что сочинили мальчики. Посчитайте, сколько звуков: долгих звуков (три, коротких звуков (пять) (Ти-ти, та, ти, та, ти-ти, та). Прохлопаем все вместе. Молодцы. Вот какие замечательные сказки у вас получились. Ребята, посмотрите, барабан. Я думаю, что он здесь непросто стоит. Подойду поближе. (На барабане записка «Поиграй, со мной»). Ребята, давайте встанем в кружок.
Игра «Что сказал барабан»
Ребята, я буду бить в барабан определённый ритм, а вы запомните его и затем выполняйте задание. (Бежать, идти, скакать, замереть).
Ребята, мы с вами сегодня выполняли разные ритмические упражнения, в которых были, то долгие, то короткие длительности. Скажите пожалуйста, что же такое ритм. Ритм-это чередование длинных и коротких звуков. Совершенно верно. Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Найди по ритму». Надеюсь, что вы все легко найдёте свою пару. (На столе лежат карточки с ритмическим рисунком. Дети делятся на две подгруппы, выполняют задание). Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Игра «чей ритм звучит?»
Ребята, скажите, кто играет на музыкальных инструментах (музыканты). Сейчас мы с вами будем музыкантами. Возьмите себе бубны, ложки. Мы разделимся на партии. Рассаживайтесь на свои места, наш весёлый паровозик отвезет нас в детский сад, а чтобы ехать было веселей, мы с вами исполним весёлую песенку вместе с мишкой и ёжиком. А поможет нам музыкальный волшебный экран. (Большие ромашки – долгий звук – та, маленькие ромашки короткий звук-ти). Дети играют в оркестре. Ребята, вы молодцы, у нас получился замечательный оркестр.
Рефлексия.
Мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам понравилось наше путешествие. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам эти весёлые раскраски.
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, на столе лежат смайлики весёлые и грустные. Возьмите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению. Замечательно. Я рада, что у вас хорошее настроение. На мольберте вы видите рисунки (чемодан и корзина) Если всё, что вы сегодня узнали на занятии вам понравилось и пригодится в дальнейшем, то положите смайлик в чемодан. Если вам было не интересно и ничего из сегодняшнего занятия вам не пригодится, положите свой смайлик в корзину.
1. Мне пригодится ритм, чтобы хорошо читать стихи.
2. Мне пригодится ритм, чтобы ритмично читать.
3. Я смогу ритмично шагать.
4. Мне поможет ритм правильно играть в оркестре.
5. Я смогу сочинять музыкальные сказки.
6. Мне понравилась игра «что сказал барабан».Я буду играть в неё с друзьями.
7. Мне понравилось ловить бабочек под музыку.
8. Мне понравилось двигаться разными шагами под марш С. Прокофьева.
Ребята, а мне понравилось, как вы работали на занятии. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии «Музыкальное лото».
Самоанализ открытого показа непосредственной образовательной деятельности.
Тема моей непосредственной образовательной деятельности : «Этот удивительный ритм»
Образовательные области : «коммуникация», «познание», «музыка», «физическая культура»
Формы организации детей : подгрупповая
Формы проведения: фронтальная
Доминирующая образовательная деятельность : художественно-эстетическое развитие.
Цель непосредственной образовательной деятельности : систематизировать знания детей о понятии ритм.
Задачи:
Расширение представления о ритме.
Образовательные :
Воспитывать умение внимательно слушать.
Через зрительно-слуховое восприятие закрепить понятие «долгий» и «короткий» звуки
Умение играть на музыкальных инструментах по ритмической формуле.
Умение самостоятельно работать с ритмическими формулами.
Развивающие: Развивать воображение, зрительную и слуховую память.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение размышлять, сочинять, играть в оркестре.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, речевая, музыкальная
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие: игра «Весёлые шаги», «Рыбак»; здоровьесберегающее развитие: массаж «Ловим бабочек».
Предварительная работа с детьми: прослушивание музыкальных произведений, игра в оркестре, выкладывание ритмических формул.
При планировании непосредственной образовательной деятельности для достижения поставленных целей и задач я учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей подготовительной группы.
Непосредственная образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Для решения поставленных задач я использовала наглядный, словесный, игровой и практический методы (аудиозаписи, показ, беседа, смена видов деятельности, сюрпризный момент, физкультминутка, массаж)
Использование оборудования:
На каждый момент непосредственной образовательной деятельности был подобран наглядный материал, соответствующие атрибуты, оформленные эстетически, которые стимулировали и активизировали детей в музыкальной деятельности. Их размещение и использование было рациональным и продуманным.
Описание структуры НОД:
Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные и эстетические условия. Занятие состояло из трё х частей:
Вводная часть НОД: В первой организационной части решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения внимания детей.
Здесь был использован музыкально-сюрпризный момент (видеопесня, игра-приветствие, игра «Паровозик»)
Основная часть НОД:
В основной части деятельности решались задачи по зрительно-слуховому восприятию, умение слаженно и точно играть ритмические формулы звучащими жестами и на музыкальных инструментах, умение самостоятельно работать с ритмическими формулами, размышлять, сочинять, закреплять долгие и короткие звуки.
Считаю, что с поставленным задачами этой части деятельности дети справились. Работали с желанием и интересом.
Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринуждённость, сохранение интереса на протяжении всей деятельности, организация детей говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.
В конце основной части была проведена музыкально-ритмическая игра «Найди свою пару» и звучащий ритм, направленная на проверку усвоения детьми данной темы.